Физика 10-11 классы

Муниципальное образование Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 им.С.В.Суворова с. Тенгинка

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от «30» августа 2019 года
председатель педсовета
__________________ А.В.Андреев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

физике

Ступень обучения (класс):
Количество часов:
Учитель:

136

основное среднее образование, 10-11 класс
Уровень:

базовый

Стреляева Л.Г.

Программа разработана на основе авторской программы основного
общего образования Физика, 10-11 классы. Авторы Г.Я. Мякишев,
Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский

Сборник рабочих программ физика 10-11 классы, составитель
В.И.Николаева, под ред. Н.А.Парофентьевой. М.: ВАКАО, 2011, СТР,
366 с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно-правовые документы:
Рабочая программа составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по физике основного общего образования (программа основного общего образования
Физика, 10-11 классы. Авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский)
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-20 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных
предметов компонента государственного стандарта общего образования,
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой
инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного
курса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение
учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный
набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Преподавание физики в 2019-2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и
распорядительными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 27Э-ФЗ.
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями
и дополнениями)
Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования», с изменениями и дополнениями.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и
дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.
2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №
253»
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека,
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», с изменениями.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований
к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных
помещений».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного
оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03. 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по
реализации элективных курсов».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О
структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего
образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О
рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического
планирования»
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной
физической картины мира;
 наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и
технологии, методах научного познания природы;
 овладение умениями проводить наблюдения,
 планировать и выполнять эксперименты,
 выдвигать гипотезы и строить модели,
 применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ;

 практического использования физических знаний;
 оценивать достоверность естественнонаучной информации;
 развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейвпроцессеприобретения
знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
 воспитаниеубежденностиввозможностипознаниязаконовприроды;использованиядостиженийфизикина
благо развития человеческой цивилизации;
 необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к
мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
 готовностикморально-этическойоценкеиспользованиянаучныхдостижений,чувстваответственностиза
защиту окружающей среды;
 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды.

2. Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном
развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов
школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а
знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания
предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела
«Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает
школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии,
ОБЖ.
Курс физики в данной рабочей программе среднего общего образования структурируется на основе физических
теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение
основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в
современной жизни.
Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической
картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить
модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной
информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и
умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных
технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо
развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе
среднего (полного) общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право
на иное
мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и
средств.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане:
Базисный учебный план школы отводит 134 часа для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени
среднего общего образования. В том числе в 10 и 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Весь курс физики в данной программе разделен по классам следующим образом: в 10 классе - изучаются
основные особенности физического метода исследования, механика, молекулярная физика, термодинамика,
электродинамика, 11 классе - электродинамика (магнитное поле, электромагнитная индукция), колебания и волны,
оптика, основы специальной теории относительности, квантовая физика, строение и эволюция вселенной, значение
физики для понимания мира и развития производительных сил).
Таблица тематического распределения часов:

Количество часов
№ п/п

Разделы, темы

Примерная или
авторская программа

Рабочая программа по
классам
10 класс

11 класс

1

Физика и методы научного познания.

4

1

2

Механика

32

28

3

Молекулярная физика

27

21

4

Электродинамика

35

18

5

Механические и электромагнитные
колебания и волны

21

6

Оптика. Элементы специальной теории
относительности.

22

7

Квантовая физика и элементы
астрофизики.

28

8

Резервное время

14

Итого:

140

4. Планируемые результаты освоения программы:

12

13

68

68

знать/понимать
* смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное
поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
* смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия,
внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество
теплоты, элементарный электрический заряд;
* смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и
электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
* вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
* описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных
спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
* отличать гипотезы от научных теорий;
* делать выводы на основе экспериментальных данных;
* приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения
гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает
возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные
явления;
* приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики,
термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для
развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
* воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся
в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств,
бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм
человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.
5. Содержание рабочей программы

Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные
гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип
соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (28 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное
движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.
Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения
небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
Изучение сохранение механической энергии.
Молекулярная физика (22 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная
температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей
среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном
объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с
изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство

психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Опытная проверка закона Гей – Люссака
Электродинамика (30 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон
Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в
электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность
электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического
поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи.
Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома
для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от
температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, р—п
переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме.
Электрический ток в газах. Плазма.
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Действие
магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.
Индуктивность. Энергия магнитного поля. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Демонстрации.
Колебания и волны (14 ч)
Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период
и фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Период свободных электрических колебаний. Переменный
электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка
индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс. Автоколебания. Генерирование электрической энергии.
Трансформатор. Производство, использование и передача электроэнергии.

Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Электромагнитная волна, Излучение электромагнитных
волн. Плотность потока электромагнитного излучения. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн.
Радиоволны. Радиолокация. Телевидение.
Оптика: Световое излучение. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света.
Полное отражение. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Дисперсия света. Интерференция
механических волн. Интерференция света. Дифракция механических волн. Дифракция света. Дифракционная решетка.
Поперечность световых волн. Поляризация света. Лабораторные работы
Элементы теории относительности: Постулаты теории относительности. Зависимость энергии тела от скорости его
движения. Связь между массой и энергией. Релятивистская динамика.
.Квантовая физика (13 часов)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Энергия и импульс фотона, красная граница фотоэффекта. Гипотеза
де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная
энергетика. Ядерный реактор. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон
радиоактивного распада. Цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.
Лабораторные работы
Элементы астрофизики
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы
наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и
эволюция Вселенной.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».