1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 10 -11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Для 10 -11 класса М., «Просвещение» 2020 и Методических рекомендаций по обествознанию 2020-2021гг Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю в 10 классе и на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю в 11 классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Обществознание. 10 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2020. Обществознание. 11 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2020. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Реализация рабочей программы способствует: – развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитию способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; – воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; – освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; – овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; – формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; соотнесению своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействию правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе1. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 10-11 классе Личностными результатами изучения курса обществознания в 10-11 классе являются: — умение соотносить поступки с принятыми нормами морали; — умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; — умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами; — умение различать абсолютную и относительную истины; — умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека; — умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; — умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; — умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования; — умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами. Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки: — умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; — выявление особенностей научного познания; — выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; — выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека; — умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; — умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинноследственных связей; — раскрытие связи между мышлением и деятельностью; — способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем; — умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний. Предметные результаты изучения обществознания включают: — выделение черт социальной сущности человека; — определение роли духовных ценностей в обществе; — умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; — умение различать виды искусства; — выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни; — выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида; — умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; — выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития; — умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; — формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем; — сравнивание правовых норм с другими социальными нормами; — выделение основных элементов системы права; — выстраивание иерархии нормативных актов; — выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации; — умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; — аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика способов защиты экологических прав; — раскрытие содержания гражданских правоотношений; — умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; — умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; — способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; — извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ). Содержание учебного предмета Введение ( 1 час) Глава 1. Человек в обществе. ( 18 часов) Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, гуманитарных наук. его особенности. методологии Современные научного проблемы мышления. социальных и Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя. Глава 2. Общество как мир культуры. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии человечества. Этика науки. Образование. Тенденции современного образования. Непрерывность образования. Самообразование. Реформирование образовательного процесса. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Наука. Функции современной науки. Этика науки. Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения. Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества. Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. Понятие права. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права». Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт). Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданскоправовой, дисциплинарный). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права. Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность. Законность. Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и юридическая ответственность. Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка и их защита. Воинская обязанность. Альтернативная служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт президентства в России. Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы конституционного строя России. Гражданин РФ, его права и свободы, конституционные обязанности. Административное право. Административные правонарушения. Административная ответственность. Виды административных наказаний. Экологическое правонарушение. Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры. Право собственности и его защита. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях. Профсоюзы. Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Международное право. Международное гуманитарное право. Основные положения и принципы. 3.Таблица тематического распределения количества часов № п/п Темы разделов, глав Количество часов Авторская Рабочая программа программа 10 класс 1 2 3 1 2 3 4 Человек и общество Общество как мир культуры Правовое регулирование общественных отношений 11 класс Экономическая жизнь общества Социальная сфера Политическая жизнь общества Резерв 30 22 53 32 20 25 7 10 9 15