Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию для 10 -11 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6-11 классы. М., «Просвещение» 2014г. Рабочая программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю). Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократиче-ским ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходи-мых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гума-нитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полу-ченные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятель-ности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения своих действий и дей-ствий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 10 класс № п/п Наименование темы Количество часов 1. Общество 4 2. Человек 12 3. Духовная культура 8 4. Экономика 5 5. Социальная сфера 14 6. Политическая сфера 11 7. Право как особая система 10 норм 8. Заключительные уроки 2 резерв 4 Общество и человек 16 часов. Общество 4 часа. Тема 1.1. Построение понятия «общество в широком и в узком смыслах». Выявление базовых характеристик общества: динамичности, системности, самодостаточности, нелинейности, незавершённости и альтернативности развития. Характеристика взаимодействия общества и природы. Тема 1.2. Выявление основных подсистем общества: экономической, социальной, духовной, политической. Характеристика общественных отношений. Построение понятия «социальный институт». Определение базовых социальных институтов. Тема 1.3. Определение понятия «исторический тип общества». Характеристика традиционного общества. Анализ исторических и современных моделей традиционного общества. Использование знаний истории. Тема 1.4. Анализ исторических условий, необходимых для перехода к индустриальному обществу. Характеристика индустриального общества. Анализ исторических и современных моделей индустриального общества. Использование знаний географии и истории. Тема 1.5. Анализ экономических, политических, социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального общества. Характеристика постиндустриального общества. Анализ современных моделей постиндустриального общества. Тема 1.6. Определение понятий «прогресс» и «регресс». Классификация видов прогресса. Характеристика критериев общественного прогресса. Построение понятия «способ общественного развития». Формулирование понятий «революция», «эволюция». Анализ исторической и современной практики революционного и эволюционного способов развития. Определение понятия «реформа». Выявление признаков модернизации. Тема 1.7. Построение понятия «многообразие современного мира». Характеристики проявления многообразия современного мира. Построение понятия «единство современного мира». Выявление тенденций развития: глобализации, интеграции. Тема 1.8. Определение понятия «глобальные проблемы». Характеристика видов глобальных проблем: политических, социально-экономических, демографических, экологических. Анализ причин и прогнозирование последствий распространения и усугубления глобальных проблем. Тема 1.9. Тематический контроль Глава II. Человек 12 часов. Тема 2.10. Анализ взглядов на происхождение человека. Раскрытие смысла теорий происхождения человека (научные теории, теологическая теория, теория палеовизита). Тема 2.11. Построение модели биологической и социальной эволюции человека. Характеристика потребностей человека: биологических, социальных. Выявление социальной сущности человека (речь, мышление, творчество, деятельность). Построение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Тема 2.12. Формулирование понятия «мышление». Определение сущности мировоззрения. Характеристика видов мировоззрения: научного, художественного, религиозного, мифологического. Установление связи типа мировоззрения с историческими эпохами. Тема 2.13. Построение модели деятельности. Классификация видов деятельности: трудовой, учебной, познавательной, общения, игровой; материальной и духовной деятельности; созидательной и разрушительной. Тема 2.14. Построение понятия «творчество». Характеристика творческой деятельности в науке, искусстве, политике, экономике. Определение свободы как необходимого условия творчества и свободы в юридическом смысле. Построение понятия «ответственность». Определение видов ответственности. Тема 2.15. Построение понятия «самопознание». Выявление структуры самопознания. Выявление различных целей и смыслов жизни человека. Построение понятий «самореализация» и «самоопределение». Тема 2.16. Тематический контроль Основные сферы жизни общества 38 часов. Глава III. Духовная культура 8 часов Тема 3.17. Построение понятия «культура». Определение функции культуры. Характеристика видов культуры по различным критериям: элитарной, народной, массовой; доминирующей, субкультуры, контркультуры. Анализ существующих видов и их распространения в современном обществе. Тема 3.18. Построение понятия «форма культуры». Раскрытие смысла понятия «искусство». Анализ подходов к пониманию Сущности искусства. Определение видов искусства и характеристика исторической роли искусства. Определение понятия «эстетика». , Тема 3.19. Построение понятия «религия как форма культуры». Характеристика видов первобытных религий: анимизма, тотемизма, мифологии, фетишизма, магии, шаманизма. Выделение особенностей национальных религий. Характеристика национальных религий: иудаизма, индуизма, синтоизма, конфуцианства, даосизм. Тема 3.20. Выделение особенностей мировых религии. Исторические условия зарождения буддизма, иудаизма, христианства (православие, католицизм, протестантизм (кальвинизм, лютеранство, англиканство)), ислама. Характеристика особенностей распространения мировых религий в России. Тема 3.21. Характеристика понятия «обычай». Определение понятия «традиция». Выявление роли традиций для сохранения культурного наследия. Формулирование понятия «мораль». Определение понятия «этика». Тема 3.22. Построение понятия «познание». Определение структуры познания. Определение абсолютной и относительной истины. Выявление критериев истины. Определение сути эмпирического способа познания. Определение сути рационального познания. Выявление различных видов познания: обыденного, научного, художественного, религиозного. Тема 3.23. Построение понятия «наука» в современном смысле. Характеристика эмпирических методов: наблюдения, эксперимента. Характеристика рационалистических методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, классификации и др. Определение структуры современного научного знания. Тема 3.24. Построение понятия «образование». Характеристика российской системы образования: дошкольное, общее (на чальная школа, средняя школа, старшая школа), профессиональное (начальное, среднее, высшее), послевузовское (аспирантура, Докторантура), дополнительное образование. Выявление основных тенденций развития современного образования (гуманизация, гуманитаризация, интеграция и др.). Тема 3.25. Тематический контроль Глава IV. Экономика 5 часов. Тема 4.26. Построение понятия «хозяйство». Построение понятия «экономика». Характеристика потребностей человека и способов их удовлетворения. Выявление основных проблем экономики. Определение понятия «благо как способ удовлетворения потребностей». Характеристика факторов производства. Тема 4.27. Определение понятия «собственность» и её видов: общинной, частной, государственной, личной, муниципальной. Построение понятия экономической системы. Характеристика типов экономических систем: традиционной, рыночной, командно- административной, смешанной. Тема 4.28. Построение понятия «рынок». Формулирование закона спроса и предложения. Построение модели рыночного равновесия. Тема 4.29. Тематический контроль Глава V. Социальная сфера 14 часов. Тема 5.30. Построение модели социальной структуры. Характеристика социальных отношений. Формулирование понятия «социальная общность» и определения признаков социальной общности. Формулирование понятий «страта» и «социальная стратификация». Характеристика систем социальной стратификации: рабства, кастовой, сословной, классовой. Тема 5.31. Определение понятия «социально-этническая общность». Анализ исторических форм складывания социальноэтнических общностей: семьи, рода, клана, племени. Анализ проблем межнациональных отношений. Характеристика межнациональных отношений в России. Тема 5.32. Определение понятий «социальная роль» и «социальный статус». Характеристика видов социальных статусов: врождённых, приобретённых. Построение понятия «социальная мобильность». Определение направлений социальной мобильности: вертикальной (восходящей и нисходящей) и горизонтальной и каналов социальной мобильности. Тема 5.33. Построение понятия «социальные нормы». Выделение особенностей и видов (позитивное, негативное) девиантного поведения. Определение понятия «социальный конфликт». Определение путей разрешения социальных конфликтов. Построение понятий «социальный контроль» и «социальные санкции». Характеристика видов социальных санкций: позитивных, негативных; формальных, неформальных. Тема 5.34. Построение понятия «семья». Характеристика исторического развития семьи. Выделение функции семьи в обществе. Определение видов семьи: патриархальной, демократической; нуклеарной, расширенной, полигамной. Выявление тенденций развития социальных институтов семьи и брака. Тема 5.35. Выявление особенностей и роли молодёжи как особой социальной группы. Анализ проблем взаимоотношений поколений. Тема 5.36. Тематический контроль Глава VI. Политическая сфера 11 часов. Тема 6.37. Определение понятий «политика», «власть», «политическая коммуникация», «политическая система». Тема 6.38. Построение понятия «гражданское общество». Выделение признаков и структуры гражданского общества. Построение понятий «правовое государство» и «социальное государство». Тема 6.39. Построение понятия «политическая партия». Характеристика видов политических партий (по идеологии, по способам организации). Формулирование понятий «общественно- политическое движение», «профессиональный союз», «общественная организация», «группа давления», «лобби». Тема 6.40. Формулирование понятия «избирательная система». Характеристика видов избирательных систем (мажоритарная (абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства), пропорциональная, смешанная). Тема 6.41. Определение понятия «политическое поведение». Характеристика политического участия (лидеры, активисты, последователи, лидеры мнения) и абсентеизма. Формулирование понятий «политическое лидерство» и «политическая элита». Тема 6.42. Тематический контроль Право 10 часов. Глава VII. Право как особая система норм 10 часрв Тема 7.43. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права». Тема 7.44. Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт)). Тема 7.45. Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания. Тема 7.46. Тематический контроль Глава VIII. Заключительные уроки2 Резерв 4 часа. 11 класс ЭКОНОМИКА 28 часов Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 14 часов Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. 20 часов Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирового времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Заключительные уроки 2 10 класс. № Наименование раздела темы: Количество часов Программа Рабочая программа 1 Общество и Человек 16 16 2 Общество 4 4 3 Человек 12 12 4 Основные сферы общественной жизни 38 38 5 Духовная культура 8 8 6 Экономическая сфера 5 5 7 Социальная сфера 14 14 8 Политическая сфера 11 11 9 Право 10 11 10 Право как особая система норм 10 11 11 Заключительные уроки 2 2 Резерв 4 Итого 70 68 Для лучшего освоения и закрепления учебного материала резерв учебного времени отведён на темы: Экономическая сфера 1 час, Право как особая система норм 1 час. Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание 10 класс» (авторов Л.Н. Боголюбова, Ю.И Аверьянова. М., «Просвещение» 2006 г.В.С. Автономов Введение в экономику. Вита Москва 2009. Для лучшей подготовки к ЕГЭ резерв учебного времени отведён на темы: «Экономика» 1 час. «Проблемы социально-политического развития общества» 1 час. «Правовое регулирование общественных отношений» 2 часа. Реализация рабочей программы способствует: - развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; - освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; - формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законами, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик должен: Знать и понимать: - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - тенденция развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного регулирования; Уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; - извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; - готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; - совершенствования собственной познавательной деятельности; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - решение практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определение личной и гражданской позиции; - предвидения возможных последствий определённых социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением. Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание 11 класс» авторов Л.Н. Боголюбова, Ю.И Аверьянова. М., «Просвещение» 2013 г.В. С. Автономов. Введение в экономику. Вита Москва 2015г. учебник «Обществознание 10 класс» авторов Л.Н. Боголюбова, Ю.И Аверьянова. М., «Просвещение» 2013 г.В.С. Автономов Введение в экономику. Вита Москва 2015. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс Т.П.Бегенеева М.,»ВАКО» 2015. Литература: 1. Философия. Человек и жизнь. Под ред. Н.С. Кожеуровой. М., 2002 г. 2. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и педагогов. М., 1995 г. 3. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997 г. 4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998 г. 5. Липсиц И. В. Экономика: учебник для вузов. М., 2007 г. 6. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2003 г. 7. Практикум по основам экономической теории. Учебное пособие для 10 класса с углубленным изучением экономики под редакцией С.И. Иванова. М., 2004 г. 8. Социология. Основы общей теории. Г. В. Осипов. М., 2002 г. 9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 2004 г. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического Объединения учителей естествознания от 31.08.2016 г. №1 / А.И.Терзьян СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР М.Б. Пономарёва «31» августа 2016 г. График проведения контрольных (тестовых) работ. № п\п класс 1 10 Количество часов 2 2 11 2 тема дата