Положение о внутришкольном контроле

YrB€prruaro
EOy COrr J\! l8
c. Tenruurca
A.B. Auqpeee
02.09.2020r.

flo,roxes lre o nopsAKe BHyrprrurKo,rr,Horo KoHTpo,r'rs rIo
IIlraHy pearrrr3arlru

oloc

I. O6urlre no,roxeHuq

Ll.

Hacrorqee flo,roxeHfie parpa6oraHo B coorBercrBr.rH c OeaepalbHbrM
3aKoHoNr or' 29.12.2012 N 273-O3 <06 o6paroeaHrn e PoccaficKoii Qegepaqnu>
(vaclr 2 crarrr 30), Vcrasou MEOy COII-I Nr l8 uu. C.B. Cyaopoaa c. Teuruuxa.
1.2. Buyrpuuxo,rrnuii xonrpo,rr rcror{HuK rzlrSoprlaqnu AJr{ IrrafHocrrrKr.r
cocrotHllg o6pa:oaare;rr,noro npouecca, ocHoBHr,rx pe3yJlbraroB Ae{TeJrr,HocrLI
rirr rpe6oeaHnrr'r @e4epa,rsurrx focyAapcrBeHH6rx o6pa:oearellHux
craH.apIoB. focl,rapc r aeH Hsrx o6pa;oear e,l sH srx c rd Hnap roB.

Целью ВШК при осуществлении
образовательным процессом является:

непосредственного

контроля

за

-совершенствование деятельности педагогического коллектива по
обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе
сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности;
-выявление и реализация профессионально-деятельностного потенциала
членов педагогического коллектива;
-выявление и реализация образовательного потенциала
отслеживание динамики всестороннего развития личности;

учащихся,

-обеспечение функционирования ОАНО СОШ «Москвич» в 2 соответствии с
требованиями,
предъявляемыми
к
оснащению
и
организации
образовательного процесса.
Задачи внутришкольного контроля в рамках реализации ФГОС:
- выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации
основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям
ФГОС;
- оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени
образования;
- изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования;
- анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических
работников по реализации ООП для своевременного оказания им
методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся
универсальных учебных действий;
-выявление отрицательных и положительных тенденций в организации
образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
- изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
- информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих
решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

III. Функции и структура ВШК
Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля позволяют
определить функции ВШК в условиях введения ФГОС:
- информационно-аналитическая - получение информации о состоянии
образовательного процесса и условиях его организации, ее анализ
(интерпретация) для принятия целесообразных управленческих решений;
- контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального
положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые
результаты освоения основной образовательной программы, требования к
условиям реализации ФГОС);
- коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной
информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и
программы, содержание образования и используемые педагогические
технологии; получение обратной связи;
- стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент
развития профессионального личностного потенциала педагогических
работников и общего развития обучающихся;
- планово-организационная – составление (разработка, структурирование)
плана внутришкольного контроля и графика его реализации.
Принципы эффективного ВШК, которые в условиях реализации ФГОС
получают следующую интерпретацию:
- стратегической направленности контроля, связанной с признанием основной
образовательной программы конкретной ступени обучения приоритетным
документом, ведущим механизмом и нормативом реализации современных
требований к образовательному процессу;
- адекватности методов ВШК его объекту и ситуации, учитывая тенденции
развития процесса контроля: от оценки состояния к оценке изменений,
динамики; от внешней оценке - к внутренней (самооценке, рефлексии); от
количественной - к качественной; от оценки знаний – к оценке УУД;
- соответствия требованиям нормативных документов федерального и
регионального уровня, определяющим основные параметры и особенности
внутришкольного контроля;

- опоры на нормативные документы (показатели), обусловливающие
критериальную ясность, среди которых федеральный государственный
образовательный стандарт, планируемые результаты освоения основной
образовательной программы, примерные программы по учебным предметам и
другие;
своевременности,
простоты
и
экономичности
контроля,
предусматривающих отказ субъектов ВШК от перегрузки, избыточности
связанных с принятием позиции «контроль как средство, а не конечная цель);
- социальной значимости контроля, его направленности на развитие,
поддержку, квалифицированную помощь и сопровождение учеников и
педагогических работников;
- объективности, максимальной независимости от субъективных влияний на
этапах сбора, хранения и обработки информации, что достигается опорой на
нормативные
показатели,
привлечением
независимых
экспертов,
использованием совокупности разнообразных методов контроля;
- гуманности и демократичности контроля, включая психологический
комфорт, гласность, учет индивидуальных особенностей обучающихся и
педагогических работников, открытость критериев и методов проводимого
ВШК;
- полноты и достаточности, соответствия объема информации потребностям
внутришкольного управления для принятия обоснованного решения на основе
оценки ситуации;
- ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических
кадров с учетом того, что ВШК является одним из важнейших механизмов
управления
качеством
педагогической деятельности и развития
педагогических и управленческих кадров
- сочетания экспертной оценки и рефлексии, обусловливающих повышение
субъектности позиции участников ВШК, имеющих возможность
вырабатывать направления совершенствования своей профессиональной
деятельности.
IV. Направления, виды и методы ВШК
4.1. Директор МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка и (или) по его
поручению заместители директора вправе осуществлять ВШК результатов
деятельности работников по следующим направлениям:

– соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере
образования по обеспечению доступности, качества и эффективности
образования;
– реализация Федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования;
– реализация основных общеобразовательных программ общего образования,
учебных планов;
– использование методического
образовательном процессе;

и

информационного

обеспечения

в

– соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и
промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости;
– использование финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами;
– соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы;
– своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся
дополнительных льгот и видов материального и социального обеспечения,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, и правовыми
актами органов местного самоуправления;
– работа подразделений организаций общественного питания и медицинских
учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и
работников школы;
– осуществление научно-исследовательской деятельности, проведение
опытноэкспериментальной работы;
– другие вопросы в рамках компетенции администрации школы.
4.2. При оценке деятельности педагога в ходе ВШК учитывается:
– выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования в полном объеме (прохождение материала, проведение
практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
- уровень сформированности УУД;
– уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;

– уровень сформированности ключевых компетентностей;
– степень самостоятельности обучающихся;
– владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными
умениями;
– дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
– совместная деятельность учителя и обучающегося;
– наличие положительного эмоционального микроклимата;
– умение отбирать содержания учебного материала (подбор дополнительной
литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного
на усвоение обучающимися системы знаний);
– способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии,
самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
– умение корректировать свою деятельность;
– умение обобщать, систематизировать свой опыт.
4.3. Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный,
персональный, комплексный, документальный.

№

Вид ВШК

Основное содержание ВШК

1

Тематический

Работа коллектива, части коллектива над
определённой темой, проблемой. Уровень
сформированности УУД обучающихся.

2

Классно-обобщающий

Уровень сформированности ключевых
компетентностей, воспитанности.

3

Фронтальный

Состояние
преподавания
отдельных
предметов во всех классах, части классов.
Состояние работы педагогов, тьюторов во
всех классах или части классов.

4

Персональный

Продуктивность
преподавательской
деятельности,
методический
уровень
педагога.

5

Комплексный

6

Документальный

Проверка двух и
деятельности

более

направлений

Изучение документации

4.4. Методы контроля за деятельностью педагога:
– анкетирование;
– тестирование;
– опрос;
– собеседование;
– наблюдение;
– изучение документации;
– анализ уроков;
– беседа;
– результаты деятельности обучающихся.
4.5. Методы контроля за результатами образовательной деятельности:
– наблюдение;
– устная проверка знаний;
– письменная проверка знаний (компетентностные проверочные работы );
– комбинированная проверка;
– беседа, анкетирование, тестирование;
– зачет, сдача реферата, проектная деятельность;
– проверка документации.
V. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК
5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ.

ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным планом, который является частью плана работы школы на
учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в
начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете,
вывешивается в доступном для педагогов месте.
ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления
фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и (или) их родителей, организаций, урегулирования
конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного
процесса.
ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку
и анализ информации о школе и результатах образовательного процесса для
эффективного решения задач управления качеством образования.
ВШК в виде административной работы осуществляется директором школы
или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки
успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
5.2. Основания для осуществления ВШК:
– заявление педагогического работника на аттестацию;
– план ВШК, утвержденный директором школы;
– обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере
образования.
5.3. Правила осуществления ВШК:
– ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители по
учебновоспитательной работе, заведующие методическими кафедрами,
руководители методических объединений, другие специалисты;
– в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации и отдельные специалисты;
– при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и
сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их
родителей, может издаваться приказ о вынесении дисциплинарного
взыскания;

– плановые проверки проводятся в соответствии с планом-заданием, который
определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того или иного
направления.
План-задание
должен
обеспечить
достаточную
информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки
итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического
коллектива, педагогического работника;
– продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом
случае;
– члены администрации имеют право запрашивать у педагогических
работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся
к предмету ВШК;
– экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в
необходимых случаях по согласованию с психологической и методической
службой школы;
– при проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля.
Директор и его заместители по учебновоспитательной работе посещают уроки
учителей школы с предварительным предупреждением не позднее чем за 2–3
урока. В случае установления цели контроля о готовности класса и учителя к
уроку – без предварительного предупреждения.
5.4. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал
должен содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию
фактов, выводы и при необходимости предложения.
5.5. Педагог должен быть ознакомлен с результатами ВШК под подпись. При
этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с
результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и
обратиться в конфликтную комиссию профкома школы.
По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального
положения дел проводятся заседания педагогического, научно-методического
советов, заседания методических кафедр, совещания при директоре;
5.6. Директор школы по результатам ВШК принимает следующие решения:
– об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
– о проведении повторного контроля;

– о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
– о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с
изданием приказа;
– о поощрении работников с изданием приказа;
– иные решения в пределах своей компетенции.
Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля
(изучение школьной документации, административная контрольная работа,
наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в
условиях ФГОС применяются такие методы, как:
- диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы
личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу
обучающихся;
- использование стандартизированных и нестандартизированных методов
(устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки);
- диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе
единого текста;
- общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного
договора и развитием государственно-общественного управления;
- социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности
обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов
качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и другие.
К формам обсуждения результатов контроля можно отнести:
собеседование; рассмотрение полученной информации на педагогическом
совете, совещании при директоре, координационном совете по введению
ФГОС; обсуждение итогов в ходе работы методического объединения и
другие.
Результаты ВШК рассматриваются на заседаниях педагогического совета,
методических объединений, кафедр, творческих групп и др. и оформляются в
виде: аналитической справки; справки; доклада о состоянии дел по
проверяемому вопросу.

Директор ОО по результатам внутришкольного контроля принимает
следующие решения: об обсуждении итоговых материалов внутришкольного
контроля коллегиальным органом; о проведении повторного контроля с
привлечением специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной
ответственности должностных лиц; о поощрении работников.
VI. Характеристика основных видов ВШК
Предварительный контроль предусматривает анализ готовности
педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им
на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае
предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные
разработки уроков «под ФГОС» (план-конспекты уроков), рабочие программы
по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом требований
стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д.
Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени
образовательного процесса. В ситуации введения стандарта второго
поколения он связан с вопросами реализации основной образовательной
программы и ее отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ
по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и
развития школьников, программы коррекционной работы и других).
Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления
деятельности образовательного учреждения школы или педагогического
работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом особого
внимания в этом случае становится изучение условий (организационных,
методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов в рамках конкретной темы.
Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов
образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после
изучения большого раздела программного материала) с учетом планируемых
результатов освоения основной образовательной программы.
Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы
отдельного педагогического работника в условиях реализации ФГОС и
оказание ему необходимой методической помощи. В ходе персонального
контроля изучается:
- знание современных достижений психологической и педагогической науки
(в том числе в области системно-деятельностного подхода); концепций,
лежащих в основе стандарта второго поколения;

- уровень профессионального мастерства, обусловливающий эффективность
формирования УУД, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы;
- владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими
и
информационно-коммуникационными
технологиями,
адекватными
требованиям ФГОС;
- результаты образовательной и методической деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы.
При
осуществлении
персонального
образовательного учреждения имеет право:

контроля

руководитель

- знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с
функциональными обязанностями (рабочими программами, планами
воспитательной работы, поурочными планами, протоколами родительских
собраний);
- изучать практическую деятельность педагога через посещение уроков,
внеурочных мероприятий, занятий кружков, факультативов и т. д.;
- проводить экспертизу педагогической деятельности и мониторинг
образовательного процесса с последующим анализом полученной
информации;
- осуществлять социологические, психологические и педагогические
исследования, в т. ч. в форме анкетирования и тестирование родителей и
педагогов;
- делать выводы и принимать управленческие решения по результатам
проведения контроля.
Проверяемый педагог имеет право: знать сроки контроля и критерии
оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы
контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями
администрации; обратиться в конфликтную комиссию при несогласии с
результатами контроля.
Фронтальный контроль - проверка работы каждого отдельного педагога,
например, готовности к началу нового учебного года в первых и вторых
классах начальной школы, обучающихся по стандарту второго поколения или
в пятых классах, осваивающих ФГОС в пилотном режиме.

Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение
деятельности конкретного класса (или параллели) и работы с ним
педагогического коллектива.
В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:
- уровень сформированности и у обучающихся класса (параллели)
планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
- качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и
развития школьников, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках
основной образовательной программы.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по
результатам проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов четверти
(триместра), полугодия или учебного года. Сроки данного вида контроля
определяются в соответствии с объемом изучения ситуации, адекватным
выявленным проблемам. Члены педагогического коллектива предварительно
знакомятся с объектами, сроками, целями, формами и методами контроля в
соответствии с планом работы образовательного учреждения.
По результатам классно-обобщающего контроля проводятся минипедсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы,
родительские собрания, совещания при координационном совете
образовательного учреждения, при совете органа государственнообщественного управления.
Проблемно-обобщающий контроль предусматривает выявление уровня
разработки проблемы (темы) в рамках введения ФГОС, по которой работает
педагогический коллектив (изучение планов, методических разработок,
системы мероприятий).
Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации
о состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу.
Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из
членов администрации, руководителей методических объединений, творчески
работающих педагогов ОО под руководством одного из членов
администрации. Для работы в составе данной группы администрация может
привлекать педагогов других ОО, инспекторов и методистов муниципального

органа управления образованием, ученых и преподавателей региональных или
муниципальных институтов повышения квалификации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».