Положение О наставничестве

flpuurro

Yraepx,4euo

Ha 3aceAaxllll

ar4peKTOp

Ile-uarorr,rqecroro coBera
MEOy COIII J{b18 ur''r. C.B' Cyeopona

COIII

J,{bl8

r.ot, C.B.

c.T

Tennnxa
flpororon Ne-4 -_or 25.I2.202Q r.

c.

A.B.

TIOJIOXEHTIE

(O HACTABHIIIIECTBE>

yqpexAeHre
MynuqnuaJrbHoe 6roAxernoe o6rqeo6pasoBareJlbHoe
Cynopona
cpenunn o6rqeo6pasoBarerbHaq IITKoJIa J\b t 8 uu' C'B'
c.TEHI.I{HKA

2021

rot

Общие положения
1.1 Настоящее Положение «О наставничестве» (далее – Положение) в
МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка разработано в
соответствие с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность

по

общеобразовательным,

дополнительным

общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися»;
- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О
направлении целевой модели наставничества и методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
внедрению

методологии

(целевой

модели)

наставничества

обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность

по

общеобразовательным,

дополнительным

общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися");
- Уставом МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка
1.2 Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации
наставничества.
1.3 Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогщаюшее общение, основанное на доверии и
партнёрстве.
1.4

Целями наставничества являются:

 оказание помощи работникам в их профессиональном становлении,
приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения
должностных обязанностей;
 адаптация в коллективе;
 воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и
заинтересованности в результатах труда;
 улучшение

показателей

обучающихся

в

образовательной,

в

образовательной

культурной, спортивной и иных сферах;
 улучшение

психологического

климата

организации.
2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
 «ученик – ученик»;
 «учитель – учитель»;
 «учитель - ученик».
2.2. Форма наставничества «ученик – ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из
обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать
весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой
субординации.
2.2.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя
поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными
потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
2.2.2. Задачи:
 - помощь в реализации лидерского потенциала;
 - улучшении образовательных, творческих или спортивных
результатов.

 - развитие гибких навыков и метакомпетенций;
 - оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
 -

создание

комфортных условий

и

коммуникаций

внутри

образовательной организации;
 -

формирование

устойчивого

сообщества

обучающихся

и

сообщества благодарных выпускников.
2.2.3. Результаты:
 - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального
фона внутри класса (группы) и образовательной организации;
 - численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
 - количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и творческих проектов;
 снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и
психоневрологических диспансерах;
 - снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с
социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива
обучающихся.

2.2.4. Портрет участников
Наставник:
Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и
организаторскими
демонстрирующий

качествами,
высокие

нетривиальностью

образовательные

результаты,

мышления,
победитель

школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы)
или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной
организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность,
внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских детскоюношеских организаций или объединений.

Наставляемый:
 - Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный
обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени,
демонстрирующий

неудовлетворительные

образовательные

результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия
в жизни школы, отстраненный от коллектива.
 -

Активный.

Обучающийся

с

особыми

образовательными

потребностями – например, увлеченный определенным предметом,
нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для
обмена мнениями и реализации собственных проектов.
2.2.5. Варианты взаимодействия:
 - взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический
вариант поддержки для достижения лучших образовательных
результатов;
 - взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная
поддержка

с

адаптацией

в

коллективе

или

развитием

коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
 - взаимодействие «равный – равному», в процессе которого
происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает
критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная
поддержка, совместная работа над проектом.
2.2.6. Формы взаимодействия:
 внеурочная деятельность;
 «классные часы»;
 диспут;
 личная беседа;
 консультации
 творческие лаборатории;
 совместные походы на спортивные и культурные мероприятия,
способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в

сообщество (особенно важно для задач адаптации);
 волонтерство;
 подготовка к конкурсам, олимпиадам;
 деловая игра;
 мозговой штурм.
2.3. Форма наставничества «учитель – учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы
от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и
располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
2.3.1.

Целью

такой

формы

наставничества

является

успешное

закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста,
повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание
комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком
уровне.
2.3.2. Задачи:
 -

способствование

формированию

потребности

заниматься

анализом результатов своей профессиональной деятельности;
 - развитие интереса к методике построения и организации
результативного учебного процесса;
 - ориентация начинающего педагога на творческое использование
передового педагогического опыта в своей деятельности;
 - привитие молодому специалисту интереса к педагогической
деятельности

в

целях его

закрепления

в

образовательной

организации;
 - ускорение процесса профессионального становления педагога;
 - формирование сообщества образовательной организации (как
часть педагогического).
2.3.3. Результаты:

 - высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в
педагогическую работу,

культурную

жизнь образовательной

организации;
 - усиление уверенности в собственных силах и развитие личного,
творческого и педагогического потенциалов
 - повышение уровня удовлетворенности собственной работой и
улучшение психоэмоционального состояния;
 - рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в
качестве

педагога

в

данном

коллективе

(образовательной

организации);
 - рост числа собственных профессиональных работ: статей,
исследований, методических практик молодого специалиста.
2.3.4. Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель
различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и
материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к
активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или
школьного

сообществ.

Обладает

лидерскими,

организационными

и

коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет,
испытывающий

трудности

с

организацией

учебного

процесса,

с

взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или
родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте
работы, которому необходимо получить представление о традициях,
особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости. Возможные варианты программы.
2.3.5. Вариации взаимодействия:

 - «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант
поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых
профессиональных

навыков

(организационных,

коммуникационных) и закрепления на месте работы;
 - взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог,
испытывающий

проблемы»,

конкретная

психоэмоциональная

поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками»,
«испытываю

стресс

во

время

уроков»),

сочетаемая

с

профессиональной помощью по приобретению и развитию
педагогических талантов и инициатив;
 - взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в
рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает
опытному представителю «старой школы» овладеть современными
программами, цифровыми навыками и технологиями;
 - взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник»,
в рамках которого опытный педагог оказывает методическую
поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление
рабочих программ и тематических планов и т. д.).
2.3.6. Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной
организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого
учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.
2.4. Форма наставничества «учитель – ученик»
Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся
(ученик) МБОУ СОШ № 18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала
каждого

наставляемого,

формирование

жизненных

ориентиров

у

обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации

к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для
осознанного

выбора

оптимальной

образовательной

траектории,

формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание
условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для
построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с
особыми образовательными или социальными потребностями либо временная
помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих
или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных
условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого
сообщества обучающихся.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова с Тенгинка,
что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в
коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих
выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста
получат

необходимый

стимул

к

образовательному,

культурному,

интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а
также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона
внутри класса и школы;
● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости,
связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или

апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после
окончания обучения;
● снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного
процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и
способах действия;
● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с
социальной

незащищенностью

и

конфликтами

внутри

коллектива

обучающихся.
2.5. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного
месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной
подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.6. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет

наставничество,

определяется

в

зависимости

от

его

профессиональной подготовки, опыта наставнической деятельности и объема
выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых
наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать
трех.
2.7. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с
обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и
лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30
календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.

2.9. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом
организации или иным документом, предусмотренным локальными актами
организации.
2.10. Замена наставника производится в следующих случаях:
 прекращение трудового договора с наставником;
 перевод

наставника

или

лица,

в

отношении

которого

осуществляется наставничество, на иную должность (профессию)
или в другое структурное подразделение организации;
 просьба

наставника

или

лица,

в

отношении

которого

осуществляется наставничество;
 неисполнение наставником функций наставничества или своих
должностных обязанностей;
 возникновение

иных

обстоятельств,

препятствующих

осуществлению наставничества.
2.11. Срок наставничества, определенный приказом организации или
иным документом, предусмотренным локальными актами организации, может
быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или
иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника
или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.12. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного
приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными
актами организации, в случае неисполнения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим
Типовым положением.
2.13. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в
соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник
составляет индивидуальный план прохождения наставничества (далее индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:

 мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, с рабочим местом и коллективом;
 мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, с должностными обязанностями,
квалификационными требованиями;
 совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации
лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
 изучение теоретических и практических вопросов, касающихся
исполнения должностных обязанностей;
 выполнение

лицом,

в отношении которого осуществляется

наставничество, практических заданий;
 перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, профессиональных знаний и
навыков;
 перечень мер по содействию в выполнении должностных
обязанностей;
 другие мероприятия по наставничеству.
2.14. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество,
знакомится с индивидуальным планом.
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник
составляет отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении
которого осуществлялось наставничество.
2.16. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении
которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе
прохождения

наставничества

и

работе

наставника,

включая

оценку

деятельности наставника.
2.17. Результатами эффективной работы наставника считаются:
 формирование у лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество, практических навыков выполнения должностных

обязанностей;
 применение лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, рациональных и безопасных приемов и методов
труда;
 освоение

и

использование

лицом,

в

отношении

которого

осуществлялось наставничество, в практической деятельности
нормативных

правовых

актов

и

иных

документов,
обязанностей,

регламентирующих

исполнение

должностных

умение

полученные

теоретические

применять

знания

при

выполнении должностных обязанностей;
 положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным
родам

деятельности

и

профессиональному

и

личностному

развитию;
 самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество, при принятии решений и выполнении им
должностных обязанностей;
 дисциплинированность и исполнительность при выполнении
распоряжений и указаний, связанных с выполнением должностных
обязанностей.
2.18. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
работодатель вправе предусмотреть:
 доплату,

размер

которой

устанавливается

локальными

нормативными актами организации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации;
 объявление

благодарности,

награждение

почетной

грамотой

организации, вручение ценного подарка;
 внесение предложения о включении в кадровый резерв для
замещения вышестоящей должности;
 внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
 материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера,

установленные локальными нормативными актами организации);
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть
привлечен к дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на директора МБОУ №18
им. С.В. Суворова с. Тенгинка, который осуществляет следующие функции:
 определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
 определяет

число

лиц,

в

отношении

которых

наставник

одновременно осуществляет наставничество;
 определяет (предлагает) срок наставничества;
 утверждает индивидуальный план;
 утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в
отношении которого осуществлялось наставничество;
 осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности
закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в
процесс работы по наставничеству;
 создает необходимые условия для совместной работы наставника и
лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
 проводит по окончании периода наставничества индивидуальное
собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество;
 вносит предложения о замене наставника;
 вносит предложения о поощрении наставника;
 обеспечивает

своевременное

представление

надлежаще

оформленных документов по итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
 знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела

лица или получать информацию о лице отношении которого
осуществляется наставничество;
 вносить предложения куратору о создании условий для совместной
работы;
 вносить предложения куратору и руководителю о поощрении,
наложении дисциплинарного взыскания на лицо в отношении
которого осуществляется наставничество;
 обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о
сложении с него обязанностей наставника;
 требовать от лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с
осуществлением данного рода деятельности;
 осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется

наставничество,

в форме

личной

проверки

выполнения заданий, поручений, проверки качества выполненной
работы.
4.2. Наставник обязан:
 руководствоваться требованиями законодательства Российской
Федерации и локальных нормативных актов организации при
осуществлении наставнической деятельности;
 способствовать формированию у лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, высоких профессиональных и
морально-психологических качеств;
 оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется
наставничество, в исполнении его обязанностей;
 способствовать

освоению

лицом,

в

отношении

которого

осуществляется наставничество, практических приемов и способов
качественного

выполнения

своих

должностных

и

учебных

обязанностей, устранению допущенных ошибок;
 передавать

лицу,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать

наиболее

рациональным

приемам,

передовым

и

безопасным методам работы;
 привлекать к

участию в общественной жизни коллектива

организации;
 воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,

дисциплинированность

и

исполнительность,

нацеленность на результативную работу;
 не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о
достигнутых

результатах

в

процессе

осуществления

наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет
право:
 пользоваться

имеющимся

оборудованием,

инструментами,

материалами, документами, литературой и иной инфраструктурой
организации

в

целях

исполнения

своих

обязанностей

и

прохождения наставничества;
 участвовать в составлении индивидуального плана;
 обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными и учебными обязанностями;
 обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене
наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязано:
 изучать законодательство Российской Федерации, локальные
нормативные акты организации и руководствоваться ими при
исполнении должностных обязанностей;
 выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в

нем сроки;
 соблюдать

правила

внутреннего

трудового

распорядка

организации;
 знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией,
основные направления деятельности, полномочия и организацию
работы в организации;
 выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных и учебных обязанностей;
 совершенствовать

профессиональные

навыки,

практические

приемы и способы качественного исполнения должностных
обязанностей;
 устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
 проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в
работе и учебе;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».