flpuurro
Yraepx,4euo
Ha 3aceAaxllll
ar4peKTOp
Ile-uarorr,rqecroro coBera
MEOy COIII J{b18 ur''r. C.B' Cyeopona
COIII
J,{bl8
r.ot, C.B.
c.T
Tennnxa
flpororon Ne-4 -_or 25.I2.202Q r.
c.
A.B.
TIOJIOXEHTIE
(O HACTABHIIIIECTBE>
yqpexAeHre
MynuqnuaJrbHoe 6roAxernoe o6rqeo6pasoBareJlbHoe
Cynopona
cpenunn o6rqeo6pasoBarerbHaq IITKoJIa J\b t 8 uu' C'B'
c.TEHI.I{HKA
2021
rot
Общие положения
1.1 Настоящее Положение «О наставничестве» (далее – Положение) в
МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка разработано в
соответствие с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися»;
- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О
направлении целевой модели наставничества и методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
внедрению
методологии
(целевой
модели)
наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися");
- Уставом МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка
1.2 Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации
наставничества.
1.3 Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогщаюшее общение, основанное на доверии и
партнёрстве.
1.4
Целями наставничества являются:
оказание помощи работникам в их профессиональном становлении,
приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения
должностных обязанностей;
адаптация в коллективе;
воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и
заинтересованности в результатах труда;
улучшение
показателей
обучающихся
в
образовательной,
в
образовательной
культурной, спортивной и иных сферах;
улучшение
психологического
климата
организации.
2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«учитель - ученик».
2.2. Форма наставничества «ученик – ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из
обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать
весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой
субординации.
2.2.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя
поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными
потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
2.2.2. Задачи:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- улучшении образовательных, творческих или спортивных
результатов.
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
-
создание
комфортных условий
и
коммуникаций
внутри
образовательной организации;
-
формирование
устойчивого
сообщества
обучающихся
и
сообщества благодарных выпускников.
2.2.3. Результаты:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального
фона внутри класса (группы) и образовательной организации;
- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и творческих проектов;
снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и
психоневрологических диспансерах;
- снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с
социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива
обучающихся.
2.2.4. Портрет участников
Наставник:
Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и
организаторскими
демонстрирующий
качествами,
высокие
нетривиальностью
образовательные
результаты,
мышления,
победитель
школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы)
или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной
организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность,
внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских детскоюношеских организаций или объединений.
Наставляемый:
- Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный
обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени,
демонстрирующий
неудовлетворительные
образовательные
результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия
в жизни школы, отстраненный от коллектива.
-
Активный.
Обучающийся
с
особыми
образовательными
потребностями – например, увлеченный определенным предметом,
нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для
обмена мнениями и реализации собственных проектов.
2.2.5. Варианты взаимодействия:
- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический
вариант поддержки для достижения лучших образовательных
результатов;
- взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная
поддержка
с
адаптацией
в
коллективе
или
развитием
коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие «равный – равному», в процессе которого
происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает
критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная
поддержка, совместная работа над проектом.
2.2.6. Формы взаимодействия:
внеурочная деятельность;
«классные часы»;
диспут;
личная беседа;
консультации
творческие лаборатории;
совместные походы на спортивные и культурные мероприятия,
способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в
сообщество (особенно важно для задач адаптации);
волонтерство;
подготовка к конкурсам, олимпиадам;
деловая игра;
мозговой штурм.
2.3. Форма наставничества «учитель – учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы
от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и
располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
2.3.1.
Целью
такой
формы
наставничества
является
успешное
закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста,
повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание
комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком
уровне.
2.3.2. Задачи:
-
способствование
формированию
потребности
заниматься
анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- развитие интереса к методике построения и организации
результативного учебного процесса;
- ориентация начинающего педагога на творческое использование
передового педагогического опыта в своей деятельности;
- привитие молодому специалисту интереса к педагогической
деятельности
в
целях его
закрепления
в
образовательной
организации;
- ускорение процесса профессионального становления педагога;
- формирование сообщества образовательной организации (как
часть педагогического).
2.3.3. Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в
педагогическую работу,
культурную
жизнь образовательной
организации;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного,
творческого и педагогического потенциалов
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и
улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в
качестве
педагога
в
данном
коллективе
(образовательной
организации);
- рост числа собственных профессиональных работ: статей,
исследований, методических практик молодого специалиста.
2.3.4. Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель
различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и
материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к
активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или
школьного
сообществ.
Обладает
лидерскими,
организационными
и
коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет,
испытывающий
трудности
с
организацией
учебного
процесса,
с
взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или
родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте
работы, которому необходимо получить представление о традициях,
особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости. Возможные варианты программы.
2.3.5. Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант
поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых
профессиональных
навыков
(организационных,
коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог,
испытывающий
проблемы»,
конкретная
психоэмоциональная
поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками»,
«испытываю
стресс
во
время
уроков»),
сочетаемая
с
профессиональной помощью по приобретению и развитию
педагогических талантов и инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в
рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает
опытному представителю «старой школы» овладеть современными
программами, цифровыми навыками и технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник»,
в рамках которого опытный педагог оказывает методическую
поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление
рабочих программ и тематических планов и т. д.).
2.3.6. Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной
организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого
учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.
2.4. Форма наставничества «учитель – ученик»
Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся
(ученик) МБОУ СОШ № 18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала
каждого
наставляемого,
формирование
жизненных
ориентиров
у
обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации
к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для
осознанного
выбора
оптимальной
образовательной
траектории,
формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание
условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для
построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с
особыми образовательными или социальными потребностями либо временная
помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих
или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных
условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого
сообщества обучающихся.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова с Тенгинка,
что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в
коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих
выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста
получат
необходимый
стимул
к
образовательному,
культурному,
интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а
также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона
внутри класса и школы;
● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости,
связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или
апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после
окончания обучения;
● снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного
процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и
способах действия;
● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с
социальной
незащищенностью
и
конфликтами
внутри
коллектива
обучающихся.
2.5. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного
месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной
подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.6. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет
наставничество,
определяется
в
зависимости
от
его
профессиональной подготовки, опыта наставнической деятельности и объема
выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых
наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать
трех.
2.7. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с
обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и
лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30
календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
2.9. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом
организации или иным документом, предусмотренным локальными актами
организации.
2.10. Замена наставника производится в следующих случаях:
прекращение трудового договора с наставником;
перевод
наставника
или
лица,
в
отношении
которого
осуществляется наставничество, на иную должность (профессию)
или в другое структурное подразделение организации;
просьба
наставника
или
лица,
в
отношении
которого
осуществляется наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих
должностных обязанностей;
возникновение
иных
обстоятельств,
препятствующих
осуществлению наставничества.
2.11. Срок наставничества, определенный приказом организации или
иным документом, предусмотренным локальными актами организации, может
быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или
иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника
или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.12. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного
приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными
актами организации, в случае неисполнения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим
Типовым положением.
2.13. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в
соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник
составляет индивидуальный план прохождения наставничества (далее индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, с должностными обязанностями,
квалификационными требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации
лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся
исполнения должностных обязанностей;
выполнение
лицом,
в отношении которого осуществляется
наставничество, практических заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, профессиональных знаний и
навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных
обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
2.14. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество,
знакомится с индивидуальным планом.
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник
составляет отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении
которого осуществлялось наставничество.
2.16. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении
которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе
прохождения
наставничества
и
работе
наставника,
включая
оценку
деятельности наставника.
2.17. Результатами эффективной работы наставника считаются:
формирование у лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество, практических навыков выполнения должностных
обязанностей;
применение лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, рациональных и безопасных приемов и методов
труда;
освоение
и
использование
лицом,
в
отношении
которого
осуществлялось наставничество, в практической деятельности
нормативных
правовых
актов
и
иных
документов,
обязанностей,
регламентирующих
исполнение
должностных
умение
полученные
теоретические
применять
знания
при
выполнении должностных обязанностей;
положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным
родам
деятельности
и
профессиональному
и
личностному
развитию;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество, при принятии решений и выполнении им
должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении
распоряжений и указаний, связанных с выполнением должностных
обязанностей.
2.18. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
работодатель вправе предусмотреть:
доплату,
размер
которой
устанавливается
локальными
нормативными актами организации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации;
объявление
благодарности,
награждение
почетной
грамотой
организации, вручение ценного подарка;
внесение предложения о включении в кадровый резерв для
замещения вышестоящей должности;
внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера,
установленные локальными нормативными актами организации);
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть
привлечен к дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на директора МБОУ №18
им. С.В. Суворова с. Тенгинка, который осуществляет следующие функции:
определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
определяет
число
лиц,
в
отношении
которых
наставник
одновременно осуществляет наставничество;
определяет (предлагает) срок наставничества;
утверждает индивидуальный план;
утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в
отношении которого осуществлялось наставничество;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности
закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в
процесс работы по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и
лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное
собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает
своевременное
представление
надлежаще
оформленных документов по итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
лица или получать информацию о лице отношении которого
осуществляется наставничество;
вносить предложения куратору о создании условий для совместной
работы;
вносить предложения куратору и руководителю о поощрении,
наложении дисциплинарного взыскания на лицо в отношении
которого осуществляется наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о
сложении с него обязанностей наставника;
требовать от лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с
осуществлением данного рода деятельности;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется
наставничество,
в форме
личной
проверки
выполнения заданий, поручений, проверки качества выполненной
работы.
4.2. Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства Российской
Федерации и локальных нормативных актов организации при
осуществлении наставнической деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, высоких профессиональных и
морально-психологических качеств;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется
наставничество, в исполнении его обязанностей;
способствовать
освоению
лицом,
в
отношении
которого
осуществляется наставничество, практических приемов и способов
качественного
выполнения
своих
должностных
и
учебных
обязанностей, устранению допущенных ошибок;
передавать
лицу,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать
наиболее
рациональным
приемам,
передовым
и
безопасным методам работы;
привлекать к
участию в общественной жизни коллектива
организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,
дисциплинированность
и
исполнительность,
нацеленность на результативную работу;
не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о
достигнутых
результатах
в
процессе
осуществления
наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет
право:
пользоваться
имеющимся
оборудованием,
инструментами,
материалами, документами, литературой и иной инфраструктурой
организации
в
целях
исполнения
своих
обязанностей
и
прохождения наставничества;
участвовать в составлении индивидуального плана;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными и учебными обязанностями;
обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене
наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязано:
изучать законодательство Российской Федерации, локальные
нормативные акты организации и руководствоваться ими при
исполнении должностных обязанностей;
выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в
нем сроки;
соблюдать
правила
внутреннего
трудового
распорядка
организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией,
основные направления деятельности, полномочия и организацию
работы в организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных и учебных обязанностей;
совершенствовать
профессиональные
навыки,
практические
приемы и способы качественного исполнения должностных
обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в
работе и учебе;