MYIII{IU{NAJIbHOE EIOAXETHOE OEIIIEOEPA3OBATEJIbIIOE J\} 18 YTIPEI(AEHUE CPEAHf,,f, OEIqEOEPA3OBATE,IIbHIIf, IIII{O.JIA plrion r4M.c.B.cr.BoPoel c.TnHriIHKA Mo rvArrcl'IHcxrafi YTB peU] or 31 coBera Nsl A.B.Angpeea Irp PAEOIIA-f, IIPOTPAMMA IIo npe4npotPur'uoi nogroroare Ypoeenr o6pasoaanur (r:racc): ocHosHoe o6rqee 9 Ko fiecrgo qacos: 34 Yqr.rrerlr: Orpylxo Hagex4a AMI'IrpI'IeBHa flpomauua pa:pa6oraua Ha ocHoBe aaroporoi [porpaMMhr K]?ca npegnpoQumuoft lroaroroBKl.l llcrlxororlu n nu6op npo$eccna: npofpaMMa npeanpo$umnofi noarorosrd Vqe6uo-Merog'recxoe noco6lte neaaroros. Peganrnua f.B. - M.: lenesuc, 2016r.. ,4JIJI Irc xoJroroB It 1. Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект. Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена. Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме. Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к успеху» для 5-6 классов разработана на основе следующих нормативных документов: Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644). Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2011. в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), ярмарки, исследовательские проекты, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов, «круглые столы». Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1. Продолжительность обучения 1 год 1 час в неделю, 34 часов в год Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные. Цель программы: развитие научного воображения, активизация познавательной мыслительной деятельности, развитие логики и смекалки, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Задачи программы: Познавательные: Воспитательные: Развивающие: формирование интереса к творческому процессу учебнопознавательной деятельности; организация информационной поддержки учащихся; предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации; совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении. воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость; формирование общей культуры обучающихся, их духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут: Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, активному взаимодействию всех членов группы; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности; организаторские умения посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности: развитие навыков организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека. Предполагаемые результаты освоения программы: Курс внеурочной деятельности «Путь к успеху» позволит сформировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия: - личностные: формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно - практической деятельности; сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки к работе на результат. - метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умение извлекать информацию из различных источников; способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию; умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии: – уровень воспитанности и общей культуры учащихся; – участие класса в школьных воспитательных мероприятиях; – степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива; – выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения. Учебно-методический комплекс: Данилков А.А. Коммуникативно-деятельностные технологии работы с коллективом учебно-методическое пособие – Новосибирск: «Твердый знак». 2011 – 145 с. 3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. № п/ Раздел. Формы п организации Содержание курса внеурочной Виды деятельности обучающихся внеурочной деятельности Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся. деятельност и 1 2 3 4 5 Дискуссия, кружок Школьная художественног жизнь (4 ч.) о творчества, социальная акция. Дом, в Трудовой котором я десант, живу (4 ч.) дискуссия. Кружок История художественног родного о творчества, края (4 ч.) дискуссия. Трудовой Забота о десант, кружок ближнем (4 художественног ч.) о творчества Поисковая Традиции (3 операция, ч.) дискуссия 6 Доброта (4 ч.) 7 Я- Социальные и гражданские акции, трудовой десант Трудовой Проблемноценностное общение Социальное Трудовая, Общекультурное, познавательная духовно-нравственное Художественн Общеинтеллектуально ое творчество, е, общекультурное познавательная Художественн ое творчество, проблемноценностное общение Трудовая, проблемноценностное общение Проблемноценностное общение, познавательная Общекультурное, духовно-нравственное Трудовая, Духовно- Общекультурное, социальное Общекультурное, социальное гражданин (3 ч.) 8 Добрые дела - 9 Это кто шагает в ряд? (4 ч.) десант, поисковая операция Социальные и гражданские акции Социальные и гражданские акции социальное творчество нравственное, общекультурное Трудовая, социальное творчество Трудовая, проблемноценностное общение Общекультурное, социальное Духовнонравственное, общекультурное, социальное Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Путь к успеху» № Тема внеурочного занятия занятия Количество часов - 34 Школьная жизнь. 1 Школьная жизнь по правилам. 2 Земля наш общий дом. День сохранения озонового слоя. 3 День воинской славы. 4 День государственности РС (Я). Акция ко Дню пожилого человека. Дом, в котором я живу. 5 Конкурс стенгазет ко Дню учителя. 6 7 8 9 10 11 12 13 Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения Вместе ярче. Дом, в котором я живу. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Главные праздники страны «День примирения и согласия». Проект «Есть такая профессия – Родину защищать». История родного края. Чему учит история родного края. День народного единства. Акция «Подарок любимой маме». Проект «Есть такая профессия – мама!». День матери в России. Проект «Есть такая профессия – спасатель!» Забота о ближнем. День прав человека. Международный День Дата Место проведения проведения в занятия 7-х классах план факт 03.09.19 10.09.19 17.09.19 24.09.19 01.10.19 08.10.19 15.10.19 22.10.19 29.10.19 12.11.19 19.11.19 26.11.19 03.12.19 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 инвалидов. День Героев Отечества. Акция «Забота о птицах». Акция «Поздравь солдата». Традиции. Семейные традиции. Акция «Книжкино новоселье». Международный день памяти жертв Холокоста. Доброта. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Акция «Забота о птицах». День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. День защитника Отечества. Акция «Добрые дела и поступки». Я – гражданин. Международный женский день. Я – гражданин своей страны. День воссоединения Крыма с Россией. Добрые дела. Добрые дела для моего класса. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы». Акция «Чистый двор». День пожарной охраны. Это кто шагает в ряд? День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов. Акция «Поздравь ветерана». Акция «Цветы для школьного двора». Знакомство с традициями нашего края. 10.12.19 17.12.19 24.12.19 14.01.20 21.01.20 28.01.20 04.02.20 11.02.20 18.02.20 25.02.20 03.03.20 10.03.20 17.03.20 31.03.20 07.04.20 14.04.20 21.04.20 28.04.20 05.05.20 12.05.20 19.05.20