ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2019. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей: р а з в и т и ю личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; в о с п и т а н и ю общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; о с в о е н и ю с и с т е м ы з н а н и й об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; о в л а д е н и ю у м е н и я м и получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; ф о р м и р о в а н и ю о п ы т а применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи: создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности); способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив); помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса; предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации; помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени. Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 6—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2016г. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч) I. Человек в социальном измерении (18 ч) Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. II. Ближайшее социальное окружение (9 ч) Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч) III. Общество — большой «дом» человечества (12 ч) Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. IV. Общество, в котором мы живём (15 ч) Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч) V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч) Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность. VI. Основы российского законодательства (9 ч) Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч) VII. Мир экономики (12 ч) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Рать государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч) Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. IX. Мир социальных отношений (9 ч) Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика отношений в современной России. Понятие толерантности. межнациональных ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч) X. Политическая жизнь общества (16 ч) Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч) Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч) Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методические пособия для учителя: 1. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008. 2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000. 3. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996. 4. Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 5. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социальнопсихологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998. 6. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008. 7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. - М. : Просвещение, 2010. 8. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007. Дополнительная литература для учителя: 1. 2. 3. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. 5. Трудовой кодекс РФ. 6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРАМ, 2010. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010. Дополнительная литература для учащихся: 1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |010. 2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, Технические средства обучения. 1. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Учебно-практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт. 2. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол. 6 КЛАСС Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Распределение учебного материала в 6 классе № Наименование главы п/п 1 Введение Количество часов 1 2 Загадка человека 12 3 Человек и его деятельность 9 4 Человек среди людей 11 5 Заключительный урок 1 Итого 34 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М . : Просвещение, 2018. 2. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М . : Просвещение, 2018. 3. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс : поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова [и др.]. — М. : Просвещение, 2012. № п/п 1 2 3 4 Распределение учебного материала в 7 классе Наименование главы Количество часов Введение Регулирование поведения людей в обществе. Человек в экономических отношениях Человек и природа 1 11 13 5 5. Итоговое повторение Итого 4 34 Распределение учебного материала в 8 классе №п\п Наименование главы Количество часов 1. Введение 1 2. Личность и общество 6 3 Сфера духовной культуры 8 4 Социальная сфера 5 5 Экономика 13 6 Итоговое повторение 1 Итого 34 №п\п 1 2 3 4 Распределение учебного материала в 9 классе Наименование главы Количество часов Введение 1 Политика 10 Право 22 Заключительный урок 1 Итого 34 6 класс календарно-тематическое планирование. № урока 1 Содержание (раздел,тема) Вводный урок Кол-во часов 1 Основные виды учебной деятельности (УУД) Вводный урок 1 час Ознакомиться с содержанием курса, основными задачи обучения и требованиями к учащимся. Планировать собственную учебную деятельность при изучении курса. Тема I. Загадка человека 12 ч Принадлежность к двум мирам 2 Принадлежность к двум мирам 3 (продолжение) 4 5 Человек - личность Человек – личность (продолжение) 6 7 Отрочество – особая пора Отрочество – особая пора(продолжение) 8 Потребности и способности человека Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы. Сравнивать свойства человека и животных Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных черт личности. Характеризовать черты сильной личности. Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека. Оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью. 9 10 11 12 13 14 15 Потребности и способности человека(продолжение) Когда возможности ограничены Когда возможности ограничены(продолжение) Мир увлечений Практикум по теме: «Загадка человека» Человек и его деятельность Человек и его деятельность (продолжение) Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Оценивать значение заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Оценивать значения здорового образа жизни. Планировать собственное свободное время. Обобщить знания по теме: «Загадка человека» Тема 2. Человек и его деятельность 9 часов В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности человека. 16 17 18 Труд – основа жизни Труд – основа жизни(продолжение) Учение – деятельность школьника Оценивать роль деятельности в жизни человека и общества. Характеризовать особенности труда как вида деятельности. Объяснять значение труда в жизни общества и человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Оценивать роль образования в современном обществе. Различать уровни общего образования в России. 19 20 21 22 Учение – деятельность школьника(продолжение) Познание человеком мира и себя Познание человеком мира и себя(продолжение) Практикум по теме: «Человек и его деятельность» Объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки и оральные качества, выявлять их динамику. Обобщить знания о человеческой деятельности, её основных видах, а также роли в жизни человека и общества. Способствовать развитию следующих предметных навыков: в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей; приводить примеры основных видов деятельности человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества. Развивать универсальные учебные действия, связанные с межличностной коммуникацией, подготовкой публичных выступлений, наглядных пособий. 23 24 Отношения с окружающими Отношения с окружающими(продолжение) 25 26 Общение Общение(продолжение) 27 28 Человек в группе Человек в группе(продолжение) Тема 3. Человек среди людей 11ч Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Характеризовать чувства, лежащие в основе межличностных отношений. Моделировать собственное поведение в различных ситуациях межличностных отношений. Характеризовать общение как важный канал взаимодействия людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Оценивать собственное умение общаться. Характеризовать с помощью примеров различные виды групп в обществе. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать возможные групповые санкции. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением места человека в конкретной группе. 29 Отношения со сверстниками Моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка со сверстниками, одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами значение поддержки сверстников для человека. 30 31 32 Конфликты в межличностных отношениях Конфликты в межличностных отношениях(продолжение) Семья и семейные отношения Оценивать собственное умение взаимодействовать со сверстниками. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов 33 Практикум по теме: «Человек среди людей» 34 Обобщающий урок по теме: «Гуманизм и человечность вокруг нас» Обобщить и закрепить полученные за курс 6 класса знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учеников за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году. 7 класс № Разделы, главы, темы п/п уроков Формируемые УУД предметные метапредметные личностные Колво часов 1. Введение. Вводный урок Формирование устойчивого Участвовать в обсуждении познавательного интереса вопроса о том, для чего нужно знать предмет Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» 1 Глава1.Регулирование поведения людей в обществе ( 11 часов) 2 Что значит жить по правилам относительно целостное представление об обществе и о человеке умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания 3 Права граждан. 4 Обязанности граждан 5 Почему важно соблюдать законы? 6 Учимся читать и уважать законы. 7 Защита отечества. 8 Учимся быть мужественными.(пр.ат тест) 9 Для чего нужна дисциплина понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, знание основных нравственных и правовых умение сознательно организовывать свою умение выполнять познавательные и практические задания умение выполнять познавательные и практические задания сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное 1 отношение к процессу познания сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное 1 отношение к процессу познания сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное 1 отношение к процессу сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому понятий, норм и правил, понимание их роли познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания 10 Виновен - отвечай. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания 11 Кто стоит на страже закона знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. 12. Практикум по теме обобщить и регулирование людей в систематизировать знания по теме, обществе. знание основных понятий способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом РАЗДЕЛ 2. Человек в экономических отношениях ( 13 часов) 13 Экономика и ее основные участники 14 Промежуточная аттестация 15. Сферы экономики понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания умение выполнять познавательные и практические задания научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. 1 сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное 1 отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; 1 16 Производство, затраты, выручка, прибыль 17 Прогнозируем успешность своего дела. 18 19 20 понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания Виды и формы бизнеса понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, Учимся создавать свой знание особенностей труда как одного из основных бизнес. видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, Обмен, торговля, реклама. умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества, знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе умение выполнять познавательные и практические задания умение выполнять познавательные и практические задания сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому 1 учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; 1 1 сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; 1 выражать положительное отношение к процессу познания; сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; 21 Деньги и их функции понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания 22 Экономика семьи 23 Семейный бюджет относительно целостное представление об обществе и о человеке знания, умения и ценностные установки 24. Практикум по теме человек в экономических отношениях. 25 Промежуточная аттестация. обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий ТЕМА3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. (5часа) умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому 1 учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. 1 1 26 Воздействие человека на природу. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания 27 Охранять природу значит охранять жизнь 28 Тяжёлые последствия безответственности. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, умение выполнять познавательные и практические задания 29 Закон на страже природы 30 Учимся беречь природу обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий Итоговое повторение 4 часа. способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания сохранять мотивацию к 1 учебной деятельности; проявлять интерес к новому 1 учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. 1 1 31 Практикум по теме Человек и природа. 32 Промежуточная аттестация 33 Повторительнообобщающий урок по главе3 обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы. обобщить и систематизировать знания по теме, знание основных понятий способность сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умение работать с тестовым материалом научить определять для себя значимые личностные ценности; формировать умение проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. выполнять в повседневной жизни этические нормы 1 1 1 34 Итоговое повторение по курсу обществознание. 1 8 класс № Название п/п раздела или темы Календарно-тематическое планирование Обществознание 9 класс Ко Тема урока К Примерная лол дата во проведени ча во я урока со Ном Название ча пл факт в со ан ер Характеристика деятельности учеников на уро в из ка на уч из ен уч ие ен те ие 1 2 Введение м ы 3 1 4 1 5 6 1 7 8 9 Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Вводный урок Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся Политика 10 2 1 Характеризовать власть и политику как социальные явления Политика и власть Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики 3 4 Государство Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства Политические режимы Политический режим. Демократия и 1 Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства 1 Сопоставлять рагпичные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства 5 6 7 тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире Правовое государство 1 Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ Гражданское общество 1 и государство Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ Участие граждан в 1 политической жизни Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности 8 Политические партии. 9 10 1 1 Политические движения.(пр.аттестаци я) Практикум по теме межгосударственные отношения 11 1 1 Повторение главы 1 Право Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекпатно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности 22 12 Роль права в жизни общества и государства Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства 1 Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства 13 14 Правоотношения и субъекты права Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные к противоправные юридические действия, события Правонарушения. 15 16 1 Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений 1 Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности 1 Виды юридической ответственности(пр.ат т) Правоохранительные органы Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. 1 Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов 17 Адвокатура. Нотариат Конституция Российской Федсраиии. 18 1 1 Основы конституционного строя 19 Основы статуса человека и гражданина 1 20 Права и свободы человека и гражданина 1 21 Международные документы по правам человека. 22 Гражданские правоотношения Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Зашита прав 1 Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры зашиты прав потребителей 23 потребителя Право на труд. Трудовые правоотношения Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях Семейные правоотношения Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях 25 Права и обязанности родителей и детей 1 Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа 26 Административные правоотношения (пр.аттестация) 1 Определять 24 1 сферу общественных отношений. регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний 27 28 Уголовно-правовые отношения Основные понятая и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних Социальные права Социальная политика государства. Право на жилише. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона 1 Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних 1 Называть основные социальные нрава человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства 1 29 Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Международноправовая зашита жертв вооружённых конфликтов Объяснять значение международного гуманитарного права. 1 30 Международное гуманитарное право. Раскрывать смысл понятия «военное преступление» 31 32 Правовое регулирование отношений в сфере образования Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность Практикум по теме «Право» 1 Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование 1 Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. 33 Повторение главы 1 Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении 34 Итоговая аттестация 1 Провести диагностику результатов обучения в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за год Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ) Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: - логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс; - сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; - сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; - применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия; - оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла; - верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл; - продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; - не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; - дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; - дал ответы на уточняющие вопросы. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; - делает элементарные выводы; - путается в терминах; - не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; - не может аргументировать собственную позицию; - затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; - справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - не увидел проблему, но не смог ее сформулировать; - не раскрыл проблему; - представил информацию не в контексте задания; - или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует). СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического заместитель директора по УВР Объединения учителей гуманитарного блока от 28 августа 2020 г. протокол №1 / М.М.Залётова М.Б. Пономарёва « » 2020 г.