ОБиЗР

Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 89 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального компонента государственного стандарта среднего общего
образования по ОБЖ утвержденного приказом Минобразования России от 05. 03
2004 г. № 1089.
2.Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 27.12.2012г.
№273-ФЗ.
3.Учебного плана МБОУ СОШ №18 им С.В. Суворова С.В. с.Тенгинка МО
Туапсинского района на 2020 - 2021г.
4. Авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9
классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, М.: Вента-Граф, 2017 – 67с.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из
насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию
у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной
системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и
антитеррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так,
чтобы были достигнуты следующие цели:
· безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты
личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
· принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав
человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и
ответственности власти;
· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение
обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни человека;
· отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных
веществ, в том числе наркотиков;
·
готовность и способность обучающихся к нравственному
самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных
задач:
· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в
повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

· выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и
асоциальному поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ
Особенность курса — в его практической направленности. Главными
методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных жизненных
ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические
занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного
предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если
они произошли. В процессе изучения данного курса не только расширяются
представления учащихся 8—9 классов о правилах безопасности в повседневной
жизни человека. Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с
бытовыми, природными и социальными явлениями, которые могут быть опасными
для здоровья и жизни человека. Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ,
особенно актуальны для старших подростков, так как связаны с вредными
привычками, асоциальным поведением, чрезвычайными ситуациями социального
характера. На практических занятиях у обучающихся развивается способность
предвидеть опасность той или иной, казалось бы, обычной жизненной ситуации,
происходит становление умений оказывать первую помощь (психологическую,
организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных ситуациях.
Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации,
касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
· ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в
природе в целом как величайшей ценности.
· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа
жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
· ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности –
любви.
· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.

· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества,
членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
·ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
· ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
· ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов
и уважение к многообразию их культур.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классе из
расчета 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8—9 классов включает
следующие содержательные линии (разделы).
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности. Человек и окружающая среда.
Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере,
воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на
дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения.
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия.
Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения.
Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания
помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках.
Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи
и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита

покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность
подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури,
смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный
гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные,
торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на
радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных,
объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации
по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация
населения и правила поведения при эвакуации.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Что такое
чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций
(ЧС), их характер и особенности. Система оповещения в ЧС, общие правила
эвакуации.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них.
Характеристика наиболее распространённых и опасных ЧС. Геофизические
чрезвычайные ситуации: землетрясение как геофизическое природное явление;
наводнения, природные пожары, извержения вулкана, цунами, сели, оползни и др.
Предвестники природных ЧС. Поведение во время природных ЧС.
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита от них:
эпидемии, энзоотии, эпизоотии (без обязательного усвоения термина). Пути
заражения. Способы предупреждения заражения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины и виды.
Безопасное поведение в техногенных ЧС.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе
жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность,
питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые
действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение
табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности
супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем
кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая
помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при
ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и

инфекционные заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях.
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе
насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая
помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении
электрическим током.
Тематический план 8-9 класс
Содержание учебного материала
Название раздела

8 а класс

Основы комплексной безопасности
16
Защита населения Российской Федерации
7
от чрезвычайных ситуаций
Противодействие
терроризму
и
экстремизму в РФ
Основы медицинских знаний и здорового
7
образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание
4
первой помощи
34 часа
Итого:

8 б класс 9 а класс
16
7

9 б класс

8
7

8
7

8

8

7

9

9

4

2

2

34 часа

34 часа

34 часа

Учебно-методическое обеспечение
Основы безопасности жизнедеятельности: 8-9 классы: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций {А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др.} М.:
«Издательство «Просвещение»», Москва 2018
Нормативно -правовые документы:
• Конституция Российской Федерации
• Правила дорожного движения Российской Федерации
• Семейный кодекс Российской Федерации
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
• Уголовный кодекс Российской Федерации
• Федеральный закон «О гражданской обороне»
• Закон «Об образовании»
• Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
• Федеральный закон «О пожарной безопасности»
• Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
• Федеральный закон «О противодействии терроризму»
• Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Учебная литература
• Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
• Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические
рекомендации. 5— 11классы»

• Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: методическое пособие / Н.Ф.
Виноградова, Д.В. Смирнов., М.: Вента-Граф, 2014 – 272 с.: ил.
• Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные
разработки. 5—9 классы»
• Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ В 8-9 КЛАССЕ

Личностные результаты освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному
уровню экологического мышления,
развитие
опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды
для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их
последствий для личности, общества и государства;
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения
в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях
неопределенности;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
- овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков
на территории проживания.
Планируемые результаты образовательной деятельности для учащихся 9
класса
Выпускник научится:
Основы комплексной безопасности
• классифицировать и описывать потенциально
опасные бытовые ситуации и объекты экономики,
расположенные
в
районе
проживания;
чрезвычайные
ситуации
природного
и
техногенного характера, наиболее вероятные для
региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины
возникновения различных опасных ситуаций в
повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров,
дорожно-транспортных происшествий (ДТП),

Выпускник
получит
возможность научиться:
• систематизировать
основные
положения нормативно-правовых
актов Российской Федерации в
области
безопасности
и
обосновывать их значение для
обеспечения
национальной
безопасности
России
в
современном мире; раскрывать на
примерах влияние последствий
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного

загрязнения окружающей природной среды, характера
на
национальную
чрезвычайных
ситуаций
природного
и безопасность
Российской
техногенного характера;
Федерации;
• выявлять и характеризовать роль и влияние • прогнозировать
возможность
человеческого фактора в возникновении опасных возникновения
опасных
и
ситуаций,
обосновывать
необходимость чрезвычайных ситуаций по их
повышения уровня культуры
безопасности характерным признакам;
жизнедеятельности
населения
страны
в • характеризовать
роль
современных условиях;
образования
в
системе
• формировать модель личного безопасного формирования
современного
поведения по соблюдению правил пожарной уровня культуры безопасности
безопасности в повседневной жизни; по поведению жизнедеятельности у населения
на дорогах в качестве пешехода, пассажира и страны;
водителя
велосипеда,
по
минимизации • проектировать
план
по
отрицательного
влияния
на
здоровье повышению
индивидуального
неблагоприятной окружающей среды;
уровня культуры безопасности
• разрабатывать
личный
план
по
охране жизнедеятельности
для
окружающей природной среды в местах защищённости личных жизненно
проживания; план самостоятельной подготовки к важных интересов от внешних и
активному отдыху на природе и обеспечению внутренних угроз.
безопасности отдыха; план безопасного поведения
в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом
особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов
в области безопасности по правилам безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
• характеризовать в общих чертах организационные • формировать основные задачи,
основы по защите населения Российской стоящие перед образовательным
Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и учреждением,
по
защите
военного времени; объяснять необходимость обучающихся и персонала от
подготовки граждан к защите Отечества; последствий
чрезвычайных
устанавливать взаимосвязь между нравственной и ситуаций мирного и военного
патриотической
проекцией
личности
и времени;
необходимостью обороны государства от внешних • подбирать материал и готовить
врагов;
занятие на тему «Основные задачи
• характеризовать
РСЧС:
классифицировать гражданской обороны по защите
основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения
от
последствий
населения страны от чрезвычайных ситуаций чрезвычайных ситуаций мирного и
природного
и
техногенного
характера; военного времени»;
обосновывать предназначение функциональных и • обсуждать тему «Ключевая роль
территориальных
подсистем
РСЧС; МЧС России в формировании
характеризовать силы и средства, которыми культуры
безопасности
располагает РСЧС для защиты населения страны от

чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как
составную
часть
системы
обеспечения
национальной
безопасности
России:
классифицировать основные задачи, возложенные
на гражданскую оборону по защите населения РФ
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; различать факторы, которые определяют
развитие гражданской обороны в современных
условиях;
характеризовать и обосновывать
основные обязанности граждан РФ в области
гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать
основные задачи, которые решает МЧС России по
защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени; давать
характеристику силам МЧС России, которые
обеспечивают немедленное реагирование при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые
проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
• анализировать
систему
мониторинга
и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
основные мероприятия, которые она в себя
включает;
• описывать основные задачи системы инженерных
сооружений, которая существует в районе
проживания,
для
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения
населения при угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС
России,
по
использованию
современных
технических средств для информации населения о
чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из
основных способов защиты населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; различать виды эвакуации; составлять

жизнедеятельности у населения
Российской Федерации»;
• различать
инженернотехнические сооружения, которые
используются
в
районе
проживания,
для
защиты
населения
от
чрезвычайных
ситуаций техногенного характера,
классифицировать
их
по
предназначению и защитным
свойствам.

перечень необходимых личных предметов на
случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения как
совокупность первоочередных работ в зоне
чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые
проводятся при аварийно-спасательных работах в
очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые
проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам
оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе
проживания при нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и др.),
дома.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
• негативно
относиться
к
любым
видам • формировать
индивидуальные
террористической и экстремистской деятельности; основы правовой психологии для
• характеризовать терроризм и экстремизм как противостояния
идеологии
социальное явление, представляющее серьёзную насилия;
угрозу личности, обществу и национальной • формировать личные убеждения,
безопасности России;
способствующие
профилактике
• анализировать основные положения нормативно- вовлечения в террористическую
правовых актов РФ по противодействию деятельность;
терроризму и экстремизму и обосновывать • формировать
индивидуальные
необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ качества,
способствующие
по противодействию терроризму;
противодействию экстремизму и
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, терроризму;
которые
способствуют
формированию • использовать знания о здоровом
антитеррористического
поведения
и образе жизни, социальных нормах
антиэкстремистского мышления;
и законодательстве для выработки
• обосновывать значение культуры безопасности осознанного
негативного
жизнедеятельности в противодействии идеологии отношения к любым видам
терроризма и экстремизма;
нарушений
общественного
• характеризовать основные меры уголовной порядка, употреблению алкоголя и
ответственности за участие в террористической и наркотиков, а также к любым
экстремистской деятельности;
видам
экстремистской
и
• моделировать последовательность своих действий террористической деятельности.
при угрозе террористического акта.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
• характеризовать здоровый образ жизни и его • использовать
основные составляющие как индивидуальную здоровьесберегающие технологии
систему поведения человека в повседневной жизни, (совокупность
методов
и

обеспечивающую совершенствование его духовных процессов) для сохранения и
и физических качеств; использовать знания о укрепления
индивидуального
здоровье и здоровом образе жизни как средство здоровья, в том числе его
физического совершенствования;
духовной,
физической
и
• анализировать состояние личного здоровья и социальной составляющих.
принимать меры по его сохранению, соблюдать
нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах,
разрушающих здоровье; характеризовать факторы,
потенциально опасные для здоровья (вредные
привычки, ранние половые связи и др.), и их
возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном
здоровье как единой составляющей здоровья
личности и общества; формировать личные
качества, которыми должны обладать молодые
люди, решившие вступить в брак;
• анализировать
основные
демографические
процессы в Российской Федерации; описывать и
комментировать
основы
семейного
законодательства в Российской Федерации;
объяснить роль семьи в жизни личности и
общества, значение семьи для обеспечения
демографической безопасности государства.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
• характеризовать различные повреждения и • готовить и проводить занятия по
травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их обучению правилам оказания
возможные последствия для здоровья;
само- и взаимопомощи при
• анализировать
возможные
последствия наиболее часто встречающихся в
неотложных состояний в случаях, если не будет быту повреждениях и травмах.
своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи
пострадавшим;
классифицировать
средства,
используемые при оказании первой помощи;
соблюдать последовательность действий при
оказании первой помощи при различных
повреждениях,
травмах,
наиболее
часто
случающихся
в
быту;
определять
последовательность оказания первой помощи и
различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в
условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера и систему
мер по защите населения в условиях чрезвычайных

ситуаций и минимизации массовых поражений;
выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и
взаимопомощи в зоне массовых поражений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ
В 8-9 КЛАССЕ
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают
положительную оценку («3», «4», «5»).
Оценка «5» ставится, когда ученик:
 Знает и умеет правильно анализировать причины развития различных опасных ситуаций,
ЧС природного и техногенного характера.
 Знает способы оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.
 Четко и правильно излагает основные правила поведения для профилактики травм в
повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.
 Четко и правильно излагает правила безопасного поведения при возникновении
различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее
вероятных для данного района.
 Четко знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности) и правильно
излагает применение основных положений.
 Имеет четкие представления об основных правилах поведения при смене
климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в
природных условиях.
 Имеет четкие представления об основных положениях ЗОЖ.
 Умело пользуется подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага
возгорания в помещении.
 Умело пользуется индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.
 Владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм.
 Владеет навыками в определении сторон горизонта различными способами, в разведении
костра и приготовлении пищи.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
 Знает и умеет анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС
природного и техногенного характера, но допускает незначительные (несущественные)
ошибки.
 Знает некоторые способы оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.
 Допускает незначительные (несущественные) ошибки при изложении основных правил
поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях
спортом.
 С небольшими затруднениями излагает правила безопасного поведения при
возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера,
наиболее вероятных для данного района.
 Знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности).

Имеет
представления об основных правилах поведения при
смене
климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в
природных условиях.

Имеет представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических
условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Имеет
представления об основных положениях ЗОЖ.
 Умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага
возгорания в помещении.
 Умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.
 Способен оказать ПМП при различных видах травм.
 Способен определить стороны горизонта, развести костер и приготовить пищу.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
 Основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи
учителя.
 Знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при изложении.
 Рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют одна-две темы в изученном разделе.
 Имеет слабые представления об основных правилах поведения при смене
климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в
природных условиях.
 Имеет слабые представления об основных положениях ЗОЖ.
 Подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в
помещении пользуется с грубыми ошибками.
 Индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет
нормативы на соответствующую оценку.
 Слабые навыки в оказании ПМП при различных видах травм.
 Слабые навыки в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении
пищи.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
 Основной программный материал не знает, часто ответить на поставленный вопрос не
может.
 Рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют более трех тем в
изученном разделе.
 Имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины
опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий.
 Не знает способов оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.
 Не знает основные правила безопасного поведения при возникновении различных
опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для
данного района.
 Не умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага
возгорания в помещении.
 Не умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.
 Не владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм.
 Не владеет навыками в определении сторон горизонта, в разведении костра и
приготовлении пищи.

Кол- во
часов

1

Факт.
дата

№
п\п

Дата

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 А, Б класс

2

3

4

Тема и тип урока
(страницы учебника)

Решаемые проблемы

5

6

понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
УУД
результаты

7

8

9

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства ( 23ч.)
Р – 1. Основы комплексной безопасности(16ч.).
1

02.
09.
20г

1

1. Вводное
занятие.
Терроризм –
экстремистская
деятельность.

Ознакомление с
законодательными
основами
противодействия
терроризму.
Выработка качеств
антитеррористического
поведения.

Терроризм;
экстремизм;
теракт;
террористичес
кие
организации;
антитеррорист
ический
комитет.

Получение знаний и
навыков в области
комплексной
безопасности,
создание
представления
возможных
опасностей
вовлечения в
террористическую
деятельность.

Познавательные: поиск
информации и анализ
деятельности террористов на
территории Р.Ф.
Регулятивные: формирование
антиэкстремистского мышления
и антитеррористического
поведения. Коммуникативные:
понять другую позицию;
аргументировано отстаивать
свою точку зрения.

Т-1. Пожарная безопасность (3 ч.)
2

09.
09.

1

1.1.Пожары в жилых
и общественных
зданиях; причины
и последствия.

Формирование
культуры пожарной
безопасности и
жизнедеятельности.

Пожар,
категории
сложности,
причины,
последствия.

Уяснение
возможных причин
пожаров и их
последствий.

Анализируют причины
возникновения пожаров в
жилых и общественных
зданиях.

3

16.
09.

1

1.2.Профилактика
пожаров и
организация защиты
населения

Причины пожаров.
Профилактика.
Защита населения от
пожаров.

Профилактика.
Пожарная
сигнализация.
МЧС. Угарный
газ.
Материальный
ущерб.

4

23.
09.

1

1.3.Права,
обязанности и
ответственность в
области пожарной
безопасности.

Законы и др. правовые
Законодательств
акты в области
о. Права и
пожарной безопасности. обязанности.
Опасные
факторы.

Уяснение правил
пожарной
безопасности.
Оценка
противопожарного
состояния своего
жилища.
Ознакомление с
законодательством
РФ в области
пожарной
безопасности.
Выработка
алгоритма своих
действий в случае
пожара в школе и
дома.

Запоминают права и
обязанности граждан в области
пожарной безопасности в быту.
Выбирают правильный
алгоритм безопасного
поведения при пожаре, в том
числе наиболее эффективные
способы предотвращения
возгорания, оказания помощи
младшим, престарелым и т.д.
Характеризуют основные
мероприятия, проводимые МЧС
России, по совершенствованию
противопожарной системы в
стране.
Составляют планы своего
поведения на случай
возникновения пожара в школе,
дома, общественном месте
(кафе, стадион, кинотеатр,
торговый центр) и записывают
их в дневник безопасности.

Т -2 Безопасность на дорогах ( 3ч.)
5

30.
09.

1

2.1.Причины
дорожнотранспортных
происшествий и
травматизма людей.

Определение причин и
последствий аварий.
Оказание первой
помощи.

6

07.
10.

1

2.2. Организация
дорожного движения.

Обеспечение
безопасности на

Авария,
катастрофа.
Транспортное
средство и его
техническое
состояние.
Дорога.
Дорожная
разметка и

Уяснение причин
ДТП и их
последствий.

Понимание
принципов

Анализируют причины
дорожно-транспортных
происшествий.
Повторяют правила дорожного
движения, запоминают
дорожные знаки.
Запоминают правильные
алгоритмы безопасного
поведения на дорогах пешехода,

7

14.
10.

1

Обязанности
пешеходов и
пассажиров.

дорогах. Соблюдение
правил.

знаки.
организации
Регулирование. дорожного движения,
Перекрёстки.
его регулирования.

2.3. Велосипедистводитель
транспортного
средства.

ПДД для
велосипедистов.
Обеспечение
безопасности на
дорогах.

Водитель,
Уяснение правил
велосипедная
безопасного
дорожка.
вождения велосипеда.
Устройство и
оснащение
велосипедов
для безопасной
езды.

Безопасный отдых у
воды. Соблюдение
правил для купания.

Знаки
безопасности.
Спасательные
средства.
Утопающий.
Паника.
Первая
помощь.
Алгоритм
действий.

пассажира, водителя
велосипеда.

Т -3 Безопасность на водоёмах. ( 2 ч.)
8

21.
10.

1

9

28.
10.

1

3.1. Безопасное
поведение на
водоёмах в
различных условиях.
3.2. Оказание помощи
терпящим бедствие
на воде.

Выработка алгоритма
действий при спасении
утопающего.

Понимание причин
возникновения и
развития возможных
ЧС на водоёмах.
Уяснение алгоритма
действий в данной
Ч.С.

Характеризуют состояние
водоёмов в различное время
года.
Объясняют правила безопасного
поведения на водоёмах.
Сравнивают способы
обеззараживания воды.
Объясняют правила безопасного
поведения на воде.
Отрабатывают в паре правила
само- и взаимопомощи
терпящим бедствие на воде.

Понимание влияния
экологии на
состояние здоровья .

Ищут в Интернете информацию
об экологической обстановке в
местах проживания.

Т - 4. Экология и безопасность (2 ч.)
10

11.
11.

1

4.1. Загрязнение
окружающей
природной среды и
здоровье человека.

Загрязнение атмосферы, Утилизация.
гидросферы.
ПДК.
Утилизация отходов.
Источники
загрязнения.

11

18.
11.

1

4.2. Правила
безопасности при
неблагоприятной
экологической
обстановке.

Выработка алгоритма
действий при
неблагоприятной
экологической
обстановке.

Роза ветров.
Инверсия,
конвекция,
изотермия.
Атмосфера.

Понимание
механизмов
возникновения и
развития Ч.С. данного
типа.

Анализируют состояние
окружающей среды.
Запоминают приёмы по защите
личного здоровья в местах с
неблагоприятной экологической
обстановкой.

Т-5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч.).

12

25.
11.

1

5.1. Классификация
Ч. С. техногенного
характера.

Различные
классификации.

13

02.
12.

1

5.2. Аварии на
Выработка алгоритма
радиационно-опасных действий при Ч.С.
объектах, их
данного типа.
последствия.

14

09.
12.

1

5.3. Аварии на
химически опасных
объектах, их
последствия.

Выработка алгоритма
действий при угрозе
Ч.С. данного типа.

Материальный
ущерб.
Скорость
распространен
ия. Зона
поражения.
Очаг.
Эпицентр.
Радиация, доза
облучения.
Лучевая
болезнь.
АХОВ. Хим.
Объект.
Индивидуальн
ые и
коллективные
средства
защиты.

Понимание
отличительных
признаков для
классификации ЧС
техногенного
характера.
Уяснение правил
поведения и мер
безопасности при Ч.С.
данного типа.
Составление плана
примерных действий.
Уяснение правил
поведения и мер
безопасности при Ч.С.
данного типа.
Составление плана
примерных действий.

Характеризуют причины
возникновения ЧС техногенного
характера и их возможные
последствия по масштабу
распространения.
Различают ЧС техногенного
характера в соответствии с их
классификацией.
Составляют алгоритм своего
поведения во время характерной
ЧС техногенного характера ,
возможной в регионе своего
проживания.

15

16.
12.

1

16

23.
12.
20г

1

5.4. Пожары на
взрывопожароопасны
х объектах, их
последствия

Выработка алгоритма
действий при угрозе и
во время ЧС данного
типа.

Табельные и
Создание модели
подручные
поведения и действий
средства.
населения входе Ч.С.
Инженерные
данного типа.
средства.
5.5. Аварии на
Выработка алгоритма
Виды ГТС.
Уяснение алгоритма
гидротехнических
действий при угрозе и
Ударная
действий при Ч.С.
сооружениях и их
во время Ч.С. данного
волна.
данного типа.
последствия
типа.
Вторичные
последствия.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч.).

Т6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций ( 4 ч.)
17

13.
01.
21г

1

6.1. Обеспечение
радиационной
безопасности
населения.

18

20.
01.

1

6.2. Обеспечение
химической защиты
населения

19

27.
01.

1

6.3. Защита населения
от аварий на
взрывопожароопасных
объектах.

20

03.
02.

1

6.4. Защита населения
от аварий на
гидротехнических
сооружениях

Выработка алгоритма
действий при угрозе и
во время Ч.С. данного
типа

Профилактика
. Лучевая
болезнь. АИ2.
Герметизация.
СИЗ. ИПП- 8.

Составление и
уяснение правил
поведения и действий
при возникновении
данной ЧС.
Выработка алгоритма
Составление и
действий при угрозе и
уяснение правил
во время Ч.С. данного
поведения и действий
типа
при возникновении
данной ЧС.
Вероятность данной
СИЗ.
Составление и
Ч.С., в местах
Огнетушитель. уяснение правил
проживания.
поведения и действий
Алгоритм действий
при возникновении
при пожаре.
данной ЧС.
Вероятность данной
Ч.С., в местах
проживания.
Алгоритм действий.

Оповещение.
Прогнозирова
ние.

Составление и
уяснение правил
поведения и действий

Характеризуют основные
мероприятия, проводимые в РФ,
по обеспечению радиационной
безопасности населения, его
химической защите и защите от
последствий на взрывоопасных
объектах и гидротехнических
сооружениях.
Анализируют рекомендации
специалистов по правилам
безопасного поведения в ЧС
техногенного характера.
Отрабатывают в паре (группе)
правила безопасного поведения
в условиях различных ЧС
техногенного характера.

при возникновении
данной ЧС.
Т – 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч.)
21
10.
7.1. Оповещение
Выработка алгоритма
Оповещение;
Изучение комплекса
1
02.
населения о Ч.С.
действий в данных Ч.С. эвакуация.
мероприятий по
техногенного
Средства
защите населения от
характера.
защиты.
ЧС техногенного
характера.
22
17.
7.2. Эвакуация
Алгоритм действий в
Эвакуация.
Уяснение правил
1
02.
населения
Ч.С. данного типа.
СЭП. ПЭП.
проведения
Маршруты
эвакуационных
выдвижения.
мероприятий.
23

24.
02.

1

7.3. Инженерная
защита населения от
Ч.С. техногенного
характера.

Обеспечение населения
СИЗ и средствами
коллективной защиты.
Оповещение.

Мониторинг и
прогнозировани
е. Убежища.
Укрытия. ПРУ.
Щели.

Изучение комплекса
мероприятий по
инженерной защите
населения от ЧС
техногенного
характера.

Объясняют порядок оповещения
населения и организацию его
эвакуации ( в комплексе с
другими мероприятиями) в
условиях ЧС техногенного
характера.

Характеризуют основные
мероприятия, проводимые в
стране, по инженерной защите
населения ( укрытие людей в
защитных сооружениях
гражданской обороны и др.).

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ( 11 ч.).
Раздел -3. Основы здорового образа жизни. (7 ч.)
Т – 8 Здоровый образ жизни и его составляющие. (7 ч.)
24
03.
8.1. Здоровье как
Состояние здоровья
ВОЗ. ЗОЖ.
Понимание
1
03.
основная ценность
как индивидуальная и
Здоровье.
значимости
человека.
общественная ценность. Биологический
здоровья для
возраст.
успешной
жизнедеятельности
25
10.
8.2. Индивидуальное Оценка состояния
Наследственность Определение и
1
03.
здоровье, его
здоровья.
Хронические
понимание
физическая, духовная
заболевания.
важности
и социальная
составляющих
сущность.
здоровья.

Характеризуют особенности
индивидуального здоровья, его
физическую, духовную и
социальную составляющие.
Объясняют общие понятия о
репродуктивном здоровье как
общей составляющей здоровья
человека и общества.
Обосновывают значение
здорового образа жизни для

26

17.
03.

1

8.3. Репродуктивное
здоровье – составная
часть здоровья
человека и общества.

Демографическая
ситуация в стране.

27

31.
03.

1

8.4. ЗОЖ как условие
сохранения и
укрепления здоровья
человека и общества.

Соблюдение правил
ЗОЖ.

28

07.
04.

1

Наследственные и
приобретённые
заболевания.

14.
04.

1

8.5. ЗОЖ и
профилактика
основных
неинфекционных
заболеваний.
8.6. Вредные
привычки, их влияние
на здоровье.
Профилактика.

29

30

21.
04.

8.7. ЗОЖ и
безопасность
жизнедеятельности.

Выявление вредных
привычек у
обучающихся в
повседневной жизни.

Создание собственной
системы здорового
образа жизни.

Демография.
Прирост. Убыль.
Перепись
населения.

Понимание
важности
состояния
репродуктивного
здоровья.
Составляющие
Понимание
ЗОЖ.
значимости
Работоспособност здоровья для
ь. Защита
успешной жизни
Отечества.
человека и
Активное
общества.
долголетие.
Лечение и
Знание причин
профилактика
возникновения
заболеваний.
неинфекционных
заболеваний и мер
профилактики.
Привычка.
Выявление
Показатели
вредных привычек
физического
и их профилактика.
развития;
гармоничное
развитие.

Мода на
Формирование
здоровье.
модели
Характер.
безопасной
Целеустремлённо жизнедеятельности
сть
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.)

Т -9 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. (4 ч.)

сохранения и укрепления
здоровья человека и общества.
Анализируют собственные
поступки и их влияние на
собственное благополучие.
Формулируют правила
соблюдения норм здорового
образа жизни для профилактики
неинфекционных заболеваний и
вредных привычек, записывают
правила в дневник
безопасности.
Формулируют кратко своё
понимание здоровья человека и
указывают критерии, по
которым можно оценить его
уровень.
По итогам изученного раздела
«Основы здорового образа
жизни» пишут реферат на одну
из тем, предложенных в
учебнике.

31

28.
04.

1

9.1. Первая мед.
помощь
пострадавшим, её
значение
(практическое)

Порядок оказания
первой помощи.
Правила оказания
первой помощи.

32

05.
05.

1

33

12.
05.

1

9.2. Первая мед.
помощь при
отравлении АХОВ
(практическое)
9.3. Первая мед.
помощь при травмах
(практическое)

34

19.
05.

1

Аварийно опасные
химические объекты
производства в
районе проживания.
Правила оказания
первой помощи при
ушибах, вывихах,
растяжении связок и
различных
переломах.
Методика
проведения
искусственной
вентиляции лёгких в
сочетании с
непрямым массажем
сердца.

9.4. Первая мед.
помощь при
утоплении
(практическое)

Повязка; перевязка;
экстренная
помощь.
Клиническая и
биологическая
смерть.
Классификация
АХОВ. Бытовая
химия.
Иммобилизация;
болевой шок;
закрутка, шины.

Методика, пульс,
система дыхания и
кровоснабжения,
кислородное
голодание,
физические
возможности.

Уяснение правил и
порядка оказания
первой помощи.

Уяснение правил и
порядка оказания
первой помощи при
отравлении АХОВ.
Уяснение правил и
порядка оказания
первой помощи при
травмах.
Уяснение методики
искусственной
вентиляции лёгких в
сочетании с
непрямым массажем
сердца.

Анализируют возможные
последствия неотложных
состояний и значение
своевременного оказания
первой помощи.
Отрабатывают в паре приёмы
оказания первой помощи при
отравлениях АХОВ, при
травмах, при утоплении.

По итогам изученного раздела
«Основы медицинских знаний и
оказание первой помощи »,
пишут реферат на одну из тем,
предложенных в учебнике.

1

2

3

Кол- во
часов

Факт.
дата

№
п\п

Дата

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 А, Б класс

4

Тема и тип урока
(страницы
учебника)

Решаемые проблемы

5

6

понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
УУД
результаты

7

8

9

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. 23ч.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. 8 ч.
Тема 1: «Национальная безопасность в России в современном мире». 3 часа.
1

03.
09.
20 г.

1

1.1
Вводное занятие.
Современный мир
и Россия.

Роль России в
современном мире.

Мировое
господство.
Национальная
безопасность.
Лидерство.

Понимать роль России
в настоящее время.
Уметь приводить
аргументы.

2

10.
09.

1

1.2
Национальные
интересы России в
современном мире.

Сферы влияния.
Сильные и слабые
стороны
государства, меры
укрепления.

Финансы.
Экономика.
Демография.
Современные
технологии.

Виды национальных
интересов.
Степень влияния
личности на
обеспечение
безопасности России.

Познавательные: понимать
роль и степень влияния
страны на мировой арене.
Регулятивные:
обосновывать значение
молодого поколения для
развития нашей страны.
Коммуникативные:
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
характеризуют основные
виды национальных
интересов России.
Регулятивные: Анализируют
степень влияния личности на
обеспечение национальной
безопасности.

Коммуникативные:
взаимодействовать в группе.

3

4

17.
09.

1

24.
09.

1

Познавательные: понимать
степень возможных угроз и
меры противодействия.
Регулятивные: определять
необходимые качества
личности и способы их
формирования.
Коммуникативные:
вырабатывать совместную
точку зрения в группе.
1.4
Формирование
Безопасное
Уяснение правил
Познавательные: Изучить
Культура
культуры
поведение.
безопасного
правила дорожного
безопасности
безопасности
Факторы риска.
поведения. Оценка
движения, в части
жизнедеятельности. жизнедеятельности. Пешеход,
возможных
касающейся пешеходов.
ПДД.
водитель,
опасностей в
Регулятивные : составление
элементы дороги, повседневной жизни.
своего алгоритма
дорожные знаки и
безопасности.
разметка. Авария,
Коммуникативные:
катастрофа.
взаимодействие в группе при
составлении алгоритма
безопасного поведения
школьников.
Тема 2: «ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России». 4 часа
1.3
Основные угрозы
национальным
интересам и
безопасности
России.

Международное
сотрудничество.
Консолидация
общества.

Внешние и
внутренние
угрозы.
Межнациональны
й терроризм.
Демография.

Международные
организации. Пути
решения проблем.

5

01.
10.

1

2.1
ЧС и их
классификация.

6

08.
10.

1

2.2
ЧС природного
характера и их
последствия.

7

15.
10

1

8

22.
10.

Различные виды
классификации.

Классификация ЧС
природного
характера.
Определение причин
и последствий.
ЧС данного типа в
местах проживания.
2.3 ЧС
Классификация ЧС
техногенного
техногенного
характера и их
характера.
причины.
Понимание
отличительных
признаков для
классификации ЧС
техногенного
характера.
2.4 Угроза военной Существующие и
безопасности
возможные внешние
России.
и внутренние
угрозы.

Масштаб.
Последствия.
Ущерб.
Субъекты.
КЧС.

Ознакомление с
законодательством РФ
в области защиты от
ЧС. Виды
классификаций ЧС.

Стихийное
бедствие.
Природное
явление.
Прогнозирование
и мониторинг.

Уяснение причин
данных ЧС и их
возможных
последствий. Правила
поведения и меры
безопасности.

Виды
техногенных
аварий.
Катастрофа.
Последствия.

Уяснение причин
данных ЧС и их
возможных
последствий. Правила
поведения и меры
безопасности.

Силы и средства
вооружённой
борьбы.
Локальный
конфликт.

Определение
возможных угроз и
мер противодействия
этим угрозам.

Познавательные:
характеризовать основные
классификации ЧС.
Регулятивные : определять
возможное влияние ЧС на
состояние личности и
коллектива.
Коммуникативные:
сотрудничать в группе (при
составлении классификации
ЧС в местах проживания) .
Познавательные:
классифицировать ЧС
данного характера. Знать
алгоритм действий.
Регулятивные :
вырабатывать личностные
качества, для выживания в
условиях ЧС данного
характера.
Коммуникативные:
Сотрудничать в группе при
составлении
классификационной
таблицы- ЧС в местах
проживания и выработки
алгоритма действий.
Познавательные:
анализирование
международной обстановки.
Регулятивные: воспитание
качеств защитника
Отечества.

Коммуникативные:
выступить с обзором
новостей (по материалам
СМИ) , аргументированно
обсуждать данный вопрос в
группе.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 7 ч.

9

29.
10.

10

12.
11.

11

19.
11.

Тема 3: «Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени». 3 часа
1 3.1
Работа системы и её
Уровень системы. Уяснение порядка
Познавательные: Уяснение
Единая
эффективность.
Силы и средства.
организации и
порядка организации и
государственная
Режим
работы данной
работы данной системы.
система
функционирования. системы.
Регулятивные : роль
предупреждения и
граждан в условиях ЧС.
ликвидации ЧС
Коммуникативные:
(РСЧС).
составление текста
примерного сообщения о ЧС.
1 3.2
Работа системы и её Силы и средства
Уяснение порядка
Познавательные: Уяснение
Гражданская
эффективность.
ГО. Структура .
организации и
порядка организации и
оборона как
работы данной
работы данной системы.
составная часть
системы.
Регулятивные : роль
национальной
граждан в условиях ЧС.
безопасности и
Коммуникативные:
обороноспособност
составление текста
и страны.
примерного сообщения о ЧС.
1

3.3
МЧС России –
федеральный орган
управления в
области защиты
населения и
территорий от ЧС.

Роль системы в
области защиты
граждан.

Структура.
Мероприятия по
защите населения.
Сигналы и
средства
оповещения.

Уяснение сигналов и
действий населения
по ним.

Познавательные: Уяснение
порядка организации и
работы данной системы.
Понимание алгоритма
действий.
Регулятивные: роль
личностных качеств

12

13

14

граждан в условиях ЧС.
Коммуникативные:
составление текста
примерного сообщения о ЧС
в составе группы учащихся.
Тема 4: «Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени». 4 часа.
26.
Выработка
Мониторинг и
Значение систем
Познавательные:
1 4.1
11.
Мониторинг и
алгоритма действий прогнозирование.
раннего оповещения использование
прогнозирование
при
ПДК Роза ветров.
о ЧС.
инструментальных методов
ЧС.
неблагоприятной
Инверсия,
прогнозирования.
экологической
конвекция,
Регулятивные : развитие
обстановке.
изотермия.
наблюдательности.
Коммуникативные:
моделируют ситуацию
мониторинга и
прогнозирования ЧС в местах
проживания.
03.
Организация
Защитные системы. Порядок
Познавательные: средства
1 4.2
12.
Инженерная
инженерной защиты. Убежища и
организации
инженерной защиты и
защита населения
укрытия, их
инженерной защиты. порядок их использования.
от ЧС.
разновидности.
Организация защиты Регулятивные: алгоритм
ПДК.
учащихся в школе.
поведение населения при
нахождении в защитных
сооружениях.
Коммуникативные:
взаимодействие в составе
группы при оборудовании
ПРУ.
10.
Средства
Виды эвакуации.
Правила проведения Познавательные: порядок
1 4.3
12.
Оповещение и
оповещения
Пункты эвакуации. эвакуации
эвакуации населения.
эвакуация
населения. Порядок
населения.
Регулятивные :
населения в
проведения
психологическая
условиях ЧС.
эвакуации.
устойчивость индивидуума в

15

17.
12.

1

4.4
Аварийноспасательные и
другие неотложные
работы в очагах
поражения.

Порядок и
очерёдность
проведения данных
работ.

Тяжесть
последствий.
Масштаб.
Скорость
распространения.
Зона поражения.
Очаг. Эпицентр.

ЧС.
Коммуникативные:
составление в составе
группы, алгоритма действий
в условиях эвакуации.
Понимание
Познавательные:
механизмов развития определение первоочередных
Ч.С. и алгоритма
действий.
действий.
Регулятивные : значение
психологической выдержки в
условиях ЧС.
Коммуникативные:
составление в составе
группы, алгоритма
проведения спасательных
работ в условиях заданных
ЧС.

Раздел 3. «Противодействие терроризму и экстремизму в РФ». 8 ч.
Тема 5: «Терроризм и экстремизм: их причины и последствия». 2 часа.
16

24.
12.

1

5.1
Международный
терроризм – угроза
национальной
безопасности России.

Ознакомление с
законодательными
основами
противодействия
терроризму.
Выработка качеств
антитеррористического
поведения.

Терроризм;
экстремизм;
теракт;
террористические
организации;
антитеррористиче
ский комитет.

Получение знаний и
навыков в области
комплексной
безопасности,
создание
представления
возможных
опасностей
вовлечения в
террористическую
деятельность.

Познавательные: поиск
информации и анализ
деятельности террористов
на территории Р.Ф.
Регулятивные:
формирование
антиэкстремистского
мышления и
антитеррористического
поведения.

17

14.
01.
21г

18

21.
01.

19

28.
01.

5.2
Возможные
Международный Объясняют
Виды
опасности
терроризм.
организационные
Коммуникативные:
террористической
террористических
Экстремизм.
основы системы
аргументировано
деятельности и
актов в местах
Пособничество.
противодействия
отстаивать свою точку
террористических
проживания.
Силовые
терроризму.
зрения.
актов, их цели и
Вовлечение в
ведомства.
способы
террористическую
осуществления.
деятельность.
Тема 6: «Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ». 2 часа.

1

Познавательные :
основы законодательной
базы. Регулятивные:
формирование
собственной позиции
неприятия терроризма и
экстремизма.
Коммуникативные:
обсуждение проблемы в
составе группы.
6.2
Создание надёжной ФСКН.
Характеризуют
Познавательные :
1
Общегосударственное защиты населения
Уголовная
основные нормативно- основы законодательной
от
наркотизма.
ответственность.
правовые акты
базы. Регулятивные:
противодействие
противодействия
формирование
терроризму.
экстремизму,
отрицательного
Нормативно-правовая
терроризму и
отношения к наркотикам.
база противодействия
наркотизму.
Коммуникативные:
наркотизму.
выработка модели
безопасного поведения и
отрицательного
отношения к наркотикам,
в составе группы.
Тема 7: «Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ». 2 часа.
1

6.1
Основные
нормативно-правовые
акты по
противодействию
терроризму и
экстремизму.

Создание надёжной
защиты населения
от терроризма.

НАК.
Финансирование
террористической
деятельности. УК
Российской
Федерации.

Формулируют
основные направления
по формированию анти
террористического
поведения.

20

04.
02.

21

11.
02.

22

18.
02.

Познавательные :
основы законодательной
базы. Регулятивные:
формирование
собственной позиции
неприятия терроризма и
экстремизма.
Коммуникативные: в
составе группыобсуждение проблемы.
7.2
Профилактика
Наркозависимость Выработка
Познавательные :
1
Организационные
пагубных привычек
Здоровье.
безопасного
понимание задач
основы
среди молодёжи.
поведения,
противодействия
противодействия
отрицательного
терроризму.
наркотизма в РФ.
отношения к
Регулятивные:
наркотикам.
формирование
собственной позиции
неприятия терроризма и
экстремизма.
Коммуникативные:
обсуждение проблемы в
группе.
Тема 8: «Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости». 2 часа.
1

7.1
Организационные
основы
противодействия
терроризму в РФ.

Формирование
позиции неприятия
терроризма и
экстремизма.

7.1
Правила поведения
при угрозе
террористического
акта.

Вероятность данной
Ч.С., в местах
проживания. Алгоритм
действий.

Моральные
ценности.
Активная
жизненная
позиция.
Патриотизм.

Террористическ
ий акт.
Последствия.
Виды терактов.

Формулируют
основные
направления по
формированию анти
террористического
поведения.

Представление
правил безопасного
поведения в ЧС
данного характера.

Познавательные :
Правила поведения и
действия в случае
попадания в данную ЧС.
Регулятивные: алгоритм
действий в ЧС
Коммуникативные:
выработка рекомендаций
по правилам поведения в
данной ЧС.

23

25.
02.

1

7.2
Профилактика
наркозависимости.

Проблемы развития
наркомании в
подростковой среде.

Агрессия.
Патриотизм.
Здоровье.
Пагубные
привычки.

Формирование
отрицательного
отношения к
наркотикам.

Познавательные :
категорический отказ от
употребления наркотиков.
Регулятивные:
формирование
собственной позиции
категорического
неприятия наркотиков.
Коммуникативные:
обсуждение и выработка
рекомендаций по
профилактике
наркозависимости.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» 11 ч.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 9 ч.
Тема 9: «Здоровье – условие благополучия человека». 3 часа.
24

04.
03.

1

25

11.
03.

1

8.1
Здоровье человека
как личная, так и
общественная
ценность.
8.2
Здоровый образ
жизни и его
составляющие.

Состояние здоровья
как индивидуальная
и общественная
ценность.

ВОЗ. ЗОЖ.
Здоровье.
Биологический
возраст.

Оценка состояния
здоровья.

Наследственность
Хронические
заболевания.

Понимание
значимости
здоровья для
успешной
жизнедеятельности
Определение и
понимание
важности
составляющих
здоровья.

Познавательные :
характеризуют
особенности
индивидуального
здоровья, его
физическую, духовную и
социальную
составляющие.
Объясняют общие
понятия о

26

18.
03.

1

8.3
Репродуктивное
здоровье населения и
национальная
безопасность России.

Демографическая
ситуация в стране.
Функции семьи.

Семья. Демография.
Прирост. Убыль.
Перепись населения.

Понимание
важности
состояния
репродуктивного
здоровья.

репродуктивном здоровье
как общей составляющей
здоровья человека и
общества.
Обосновывают значение
зож для сохранения и
укрепления здоровья
человека и общества.
Регулятивные:
Анализируют поступки и
их влияние на
собственное
благополучие.
Коммуникативные:
вырабатывают
рекомендации зож в
составе группы.

Тема 10: «Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье». 3 часа.
27

01.
04.

1

9.1
Пагубность ранних
Ранние половые связи половых связей, их
и их последствия.
профилактика.

Здоровье женщин.
Аборт.
Инфекционные
болезни. Деградация
личности.

Понимание
значимости
здоровья для
успешной жизни
человека и
общества.

Познавательные :
пагубность последствий
для здоровья подростков.
Регулятивные:
формирование убеждения
в необходимости
соблюдения ЗОЖ.
Коммуникативные:
обсуждение в составе
группы проблемы ранних
половых связей и
осуждение подобных
проявлений.

28

08.
04.

1

9.2
Инфекции,
передаваемые
половым путём.

Признаки основных
инфекций, пути
передачи.
Профилактика.

Основные ИППП.
Возбудитель.
Латентный период.
Уголовная
ответственность.

Лечение и
профилактика
заболеваний.

29

15.
04.

1

9.3
Понятия о ВИЧ –
инфекции и СПИДе.

Проблема Создание
собственной
системы здорового
образа
жизни.распростране
ния.

ВИЧ. СПИД.
Иммунитет.
Носитель.
Профилактика.
Гигиена.

Понимание
опасности и
профилактика
заражения.
Формирование
модели
безопасной
жизнедеятельности

Познавательные :
последствия
беспорядочных половых
связей.
Регулятивные:
Коммуникативные:
составление алгоритма
безопасного поведения,
обсуждение в составе
группы.
Познавательные : меры
профилактики заражения.
Регулятивные:
формирование убеждения
в необходимости
исключения
беспорядочных половых
связей.
Коммуникативные :
составление алгоритма
безопасного поведения,
обсуждение в составе
группы.

Тема 11: «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». 3 часа.

30

22.
04.

1

10.1
Брак и семья.

Проблемы института
семьи в настоящее
время.

31

29.
04.

1

Основные качества и
умения для создания
успешной семьи.

32

06.
05.

1

10.2
Семья и здоровый
образ жизни
человека.
10.3
Основы семейного
права в Российской
Федерации.

Основы семейного
права .

Культура
взаимоотношений.
Государственные
органы ЗАГС.
Положительные
качества.
Психология
семейной жизни.
Права. Обязанности.
Брачный контракт.
Регистрация и
расторжение брака.

Условия создания
успешной семьи.

Влияние зож на
семейную жизнь.
Ответственность и
обязанности
супругов.

Познавательные :
значение полноценной
семейной жизни для
человека и государства.
Регулятивные:
формирование
положительных качеств взаимопонимания,
тактичность, забота …
Коммуникативные:
обсуждение семейного
законодательства др.
стран.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 2 часа
Т-11
33

Оказание первой медицинской помощи.
13.
05.

1

11.1
4.1. Первая
медицинская помощь
при массовых
поражениях
(практическое).

(2 часа)
Правила и порядок
оказания первой
помощи.

Повязка; перевязка;
экстренная помощь.
Клиническая и
биологическая
смерть.
Иммобилизация;
болевой шок;
закрутка, шины.

Уяснение правил и
порядка оказания
первой помощи.

Познавательные :
уясняют порядок и
правила оказания первой
помощи.
Регулятивные:
Анализируют возможные
последствия неотложных
состояний и значение
своевременного оказания
первой помощи.
Коммуникативные:
Отрабатывают в паре
приёмы оказания первой
помощи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».