Информатика 7-9 классы

Пояснительная записка
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО; требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается
преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне основного общего
образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций
выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда.
Данная рабочая программа по информатике разработана на основе следующих
нормативных документов:
Закона

РФ «Об образовании»;

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС ООО);

основных

подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования;

требования

государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования;

требования

к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента
государственных стандартов образования;

требования

к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным);

примерной

программы по информатике основного общего образования;

федерального

перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях;

учебного

плана школы.

УМК

Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова Информатика 7, 8,
9 класс.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС ООО
формируются следующие личностные результаты:
1.Формированиецелостногомировоззрения,соответствующегосовременному
уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного
мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих
информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности
людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса.
Ученики знакомятся с историей развития средств информационной деятельности, с

важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой
области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают
представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации
которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. Историческая линия отражена
в следующих разделах учебников:
7 класс, § 2 «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического
развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения.
9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений
средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ.
9 класс , § 23 «История ЭВМ», § 24 «История программного обеспечения и ИКТ», раздел
2.4 «История языков программирования» посвящены современному этапу развития
информатики и ее перспективам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых
ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного
мнения.
В задачнике-практикуме, входящим в состав УМК, помимо заданий для индивидуального
выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных
технологий) содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие
задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об
организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует
взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и
учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его
выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается
процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия
коммуникативных навыков у детей.
3.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над
учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников
с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник
для 7 класса начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за
ПК». Эту тему поддерживает интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные
нормы» (файл 8_024.pps). В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию
ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за
компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПИНами,
происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс
упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается
работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие метапредметные результаты:
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией,
которая реализована в учебнике 9 класса, в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2
«Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели

исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей
исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию
подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же
задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании
существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени. Этому
вопросу в учебнике 9 класса посвящен § 2.2. «Сложность алгоритмов» в дополнительном
разделе к главе 2.
2.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы
данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение
правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного
объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений,
электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются
тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях
заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность
созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен в учебнике 9 класса, в § 29
раздел «Что такое отладка и тестирование программы».
3.Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение
системной линии. В информатике системная линия связана с информационным
моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом
используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема,
связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. Эти вопросы раскрываются
в дополнении к главе 2 учебника 8 класса, параграфы 2.1. «Системы, модели, графы», 2.2.
«Объектно-информационные модели».
В информатике логические умозаключения
формализуются средствами алгебры логики, которая находит применение в разделах,
посвященных изучению баз данных (8 класс, глава 3), электронных таблиц (8 класс, глава
4), программирования (9 класс, глава 2)
4.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий
«Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого
типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в
двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах,
относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами
преобразования в двоичную знаковую форму: 7 класс, глава 3 «Текстовая информация и
компьютер»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»; глава 5 «Мультимедиа и
компьютерные презентации», тема: представление звука; 8 класс, глава 4, тема «Системы
счисления».
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной
форме (в том числе – и в схематической) называется формализацией. Путем формализации
создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какогото инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам
посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где

рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные
модели в электронных таблицах.
5.Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные
технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4)
и «Компьютерные
телекоммуникации» (8 класс, глава 1).
Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Все компетенции, определяемые в данном разделе стандарта, обеспечены
содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК.
В следующей таблице отражено соответствие меду предметными результатами,
определенными в стандарте, и содержанием учебников.
Предметные результаты ФГОС ООО
1.Формирование информационной и
алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных
устройств.
1.1. Формирование информационной
алгоритмической культуры

и

Соответствующее содержание учебников

Формированию
данной
компетенции
посвящено все содержание учебников и УМК
1.2.
Формирование
представления
о Данная
компетенция
реализуется
в
компьютере как универсальном устройстве содержательной
линии «Компьютер»,
обработки информации
проходящей через весь курс.
7 класс. Глава 2 «Компьютер: устройство и
программное обеспечение»;
глава 4 «Графическая информация и
компьютер» § 19. «Технические средства
компьютерной графики»,
глава 5. «Мультимедиа и компьютерные
презентации», § 25. «Технические средства
мультимедиа»
8 класс. Глава 1. «Передача информации в
компьютерных сетях», § 3. «Аппаратное и
программное обеспечение сети»
9 класс. § 23. «История ЭВМ»:
рассматривается эволюция архитектуры
ЭВМ со меной поколений, развитие
возможностей ЭВМ по обработке разных
видов информации
1.3. Развитие основных навыков и умений Данная компетенция реализуется в процессе
использования компьютерных устройств
компьютерного практикума. Для ее
обеспечения
используются
следующие
элементы УМК:

Задачник-практикум, т. 1, раздел 4
«Алгоритмизация и программирование»
Лабораторный
практикум
по
программированию на компьютере.
Задачник-практикум, т.2, раздел 5
«Информационные
технологии».
Лабораторный практикум по работе на
компьютере с различными средствами ИКТ.
Комплект ЦОР. Практические работы:
«Работа с клавиатурным тренажером»,
«Подключение внешних устройств к
персональному компьютеру», «Файловая
система», «Работа со сканером».
25
практических работ на компьютере с
различными средствами ИКТ
2.Формирование
представления
об
основных
изучаемых
понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их
свойства
2.1. Формирование представления о понятии
информации и ее свойствах

2.2. Формирование представления о понятии
алгоритма и его свойствах

Данная
компетенция
реализуется
в
содержательной линии «Информация, и
информационные процессы».
7 класс. Глава 1. «Человек и информация»,
все параграфы. Дополнение к главе 1, 1.1.
«Неопределенность знания и количество
информации»

Данная
компетенция
реализуется
в
содержательной линии «Алгоритмизация и
программирование».
9 класс. Глава 1. «Управление и
алгоритмы», § 3. «Определение и свойства
алгоритма»
2.3. Формирование представления о понятии Данная
компетенция
реализуется
в
модели и ее свойствах
содержательной линии «Формализация и
моделирование».
8 класс. Глава 2. «Информационное
моделирование», все параграфы. Глава 4,
§ 23 «Электронные таблицы и
математическое моделирование»,
§ 24 «Пример имитационной модели»
Дополнение к главе 2,
2.1. Системы, модели, графы
2.2. Объектно-информационные модели
3.Развитие алгоритмического мышления,
необходимого
для
профессиональной
деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и

операциях; знакомство с одним из языков
программирования
и
основными
алгоритмическими структурами – линейной,
условной и циклической
3.1. Развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя

Данная
компетенция
реализуется
в
содержательной линии «Алгоритмизация и
программирование».
9 класс. Глава 1. «Управление и
алгоритмы», § 3 «Определение и свойства
алгоритма», § 4 «Графический учебный
исполнитель». Глава 2, § 9 «Алгоритмы
работы с величинами»: для описания
алгоритмов используется язык блок-схем и
учебный Алгоритмический язык (с русской
нотацией).
Дополнение к главе 2, 2.2 «Сложность
алгоритмов»

3.2.
Формирование
знаний
об
алгоритмических конструкциях; знакомство с
основными алгоритмическими структурами –
линейной, условной и циклической.

Данная
компетенция
реализуется
в
содержательной линии «Алгоритмизация и
программирование».
9 класс. Глава 1, § 5 «Вспомогательные
алгоритмы и подпрограммы», § 6
«Циклические алгоритмы», § 7 «Ветвление и
последовательная детализация алгоритма».
Глава 2, § 10 «Линейные вычислительные
алгоритмы», § 12 «Алгоритмы с ветвящейся
структурой»

3.3. Формирование знаний о логических
значениях и операциях

На формирование данной компетенции
направлена логическая линия курса.
8 класс. Глава 3 «Хранение и обработка
информации в базах данных», § 10
«Основные понятия»:
вводится понятие логической величины,
логических значений, логического типа
данных.
§ 13 «Условия поиска и простые
логические выражения»: вводится понятие
логического выражения;
§ 14. «Условия поиска и сложные
логические выражения»: вводится понятие
о логических операциях конъюнкция,
дизъюнкция, отрицание; о таблице
истинности, о приоритетах логических
операций.

3.4. Знакомство с
программирования

одним

из

языков

4.Формирование умений формализации и
структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием
соответствующих
программных средств обработки данных.

5.Формирование
навыков
и
умений
безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами
и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

Глава 4, § 21 «Деловая графика. Условная
функция», § 22 «Логические функции и
абсолютные адреса» : об использовании
логических величин и функций в
электронных таблицах
9 класс, глава 2, § 13 «Программирование
ветвлений на Паскале»: вводится понятие
об использовании логических величин,
логических операций, логических выражений
в языке программирования Паскаль
Данная
компетенция
реализуется
в
содержательной линии «Алгоритмизация и
программирование».
9
класс.
Глава
2
«Введение
в
программирование», §§ 11–21
(язык
программирования Паскаль). Дополнение к
главе 2
Данная
компетенция
реализуется
в
содержательной линии «Формализация и
моделирование».
8 класс, Глава 2, § 7 «Графические
информационные модели», § 8 «Табличные
модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»;
Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели,
графы, 2.2. Объектно-информационные
модели
9
класс,
Глава
2.
Введение
в
программирование, § 17 «Таблицы и
массивы»
Данная
компетенция
реализуется
в
исторической и социальной линии курса.
7 класс, Введение, раздел «Техника
безопасности и санитарные нормы работы за
ПК».
9 класс, глава 3, § 27 «Информационная
безопасность»:
понятие
об
информационных преступлениях, правовая
защита информации (законодательство),
программно-технические способы защиты,
компьютерные
вирусы,
антивирусные
средства, опасности при работе в
Интернете и средства защиты.

Тематическое планирование
7 класс
общее число часов – 34 ч.

1.Введение в предмет 1 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса
информатики.
2.Человек и информация 5 ч (4+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные
процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные
приемы редактирования.
3.Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 ч (4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное
представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних
носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники
безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.
Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального
компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским
интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос,
копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и
папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной
системой ОС; использование антивирусных программ.
4.Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с
внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы
работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста,
компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка
руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста;
работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с
нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков,
формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст
гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по
сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
5.Графическая информация и компьютер 5 ч (2+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы
кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная
графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора
растрового типа с использованием основных инструментов и приемов
манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать
встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их
обработка в среде графического редактора.
6.Мультимедиа и компьютерные презентации 7 ч (3+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания
презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию,
звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную
память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в
компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
8 класс
Общее число часов: 34 ч.
1.Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции,
файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы
Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с
почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с
архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов
из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
2.Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические,
имитационные. Табличная организация информации. Области применения
компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.

3.Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД:
запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с
ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с
простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения;
формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы
по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод,
удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой
города в Интернете).
4.Табличные вычисления на компьютере 12 ч (7+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы
данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные
функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
9 класс
Общее число часов: 34 ч.
1.Управление и алгоритмы 10 ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика
алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем;
составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных
алгоритмов (процедур, подпрограмм).

2.Введение в программирование 20
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных,
ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи
основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип
данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке
Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение
линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
3.Информационные технологии и общество 4
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации,
этические и правовые нормы в информационной сфере.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование курса «Информатика» 7 класс
№№

Наименование
раздела и тем

1.

Введение в
предмет

2.

Человек и
информация

Часы
учебного
времени
1

5

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся

• Пояснять смысл употребления слова

«информация» в обыденной речи (подбирать
синонимы);
• приводить примеры различных способов
передачи сведений (произнесение при разговоре
по телефону фразы «Меня зовут Женя», передача
соседу по парте шпаргалки с текстом «Волга
впадает в Каспийское море», заполнение на
компьютере заказа на покупку в интернетмагазине книги «Робинзон Крузо») и пояснять,
какие физические процессы при этом происходят;
• приводить примеры символов, которые
встречаются в книгах, написанных на русском
языке;
• приводить примеры общеупотребительных
символов, которые, как правило, не встречаются в
книгах, написанных на естественных языках
(дорожные знаки и т. п.).
Решение задач вида:

• Сколько есть текстов данной длины в данном

алфавите?
• Перечислить все тексты длины 4 в алфавите из
двух букв.
Найти наименьшее число к, для которого есть не
менее 20 различных текстов длины к в 4-буквенном
алфавите.

3.

Компьютер:
устройство и
программное
обеспечение

7

• Анализировать причины физических

ограничений вычислительной мощности
компьютера заданного размера;
• сравнивать производительность, стоимость
приобретения и стоимость эксплуатации
суперкомпьютера и персонального компьютера;
• анализировать различные гигиенические,
эргономические и технические нормы
эксплуатации средств ИКТ и ущерб от
несоблюдения этих норм;
• исследование компонентов компьютера;
• сравнение характеристик различных
однотипных устройств;
• сравнивать функции сходных по назначению
программных систем и сервисов;
• выражать одни операции файловой системы
через другие (если это возможно);
• выполнять различные команды файловой
системы в различных файловых менеджерах;
• работать с файловой системой;
• сравнивать свойства различных методов
упаковки;
• приводить примеры носителей информации
(электронных и неэлектронных);
• уметь объяснять сравнительные преимущества и
недостатки различных носителей информации;
• оценивать размер файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени:
клавиатура, микрофон, фотокамера,
видеокамера;
• измерять степени сжатия данных
(относительных размеров файлов),
обеспечиваемого различными алгоритмами.

4.

5.

Текстовая
информация и
компьютер

9

Графическая
информация и

5

• Приводить примеры кодирования с

использованием различных алфавитов, которые
встречаются в окружающей жизни;
• зашифровывать тексты с помощью своих кодов;
• кодировать и декодировать текст при заданной
кодовой таблице;
• определять количество символов, которые
можно закодировать, используя двоичный код с
фиксированной длиной кодового слова;
• выражать длину заданного двоичного текста в
байтах, килобайтах и т. д. Оперировать с
единицами измерения размеров двоичных
текстов;
• переводить числа из двоичной и
шестнадцатеричной системы счисления в
десятичную;
выполнять кодирование и декодирование текстов,
написанных на смеси латиницы и кириллицы (66
русских букв и 52 латинские буквы, пробел, цифры
и специальные знаки), используя таблицы: а)
Unicode; б) КОИ-8; в) Windows 1251;
• называть несколько команд обработки текстов,
общих для различных текстовых редакторов;
• создавать различные виды текстов в одном из
редакторов;
• использование справочной литературы;
• создание текстов различных типов;
• владение разными формами изложения текста;
• выполнение основных операций над текстом в
среде текстового редактора;
• составление на основе текста таблицы, схемы,
графика;
• подготовка доклада, реферата с использованием
средств ИКТ.
• Знать

графики;

области применения компьютерной

компьютер

• знать основные приемы работы с графическим

редактором PAINT и его панелью инструментов;
• знать принципы кодирования
графических
изображений;
• уметь
вычислять
объем
графического
изображения.
• уметь самостоятельно выполнять упражнения;
• создавать
информационные объекты для
оформления учебной работы;
• действовать по инструкции, алгоритму;
• уметь создавать простейшие изображения в
векторным графическом редакторе;
• уметь работать с техническими средствами для
обработки фотографий;
• самостоятельно производить сканирование и
сохранение изображения.
6.

Мультимедиа и
компьютерные
презентации

7

• Анализировать

пользовательский интерфейс
используемого
программного
средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых
задач;
• выявлять
общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач;
• создавать
презентации с использованием
готовых шаблонов;
записывать звуковые файлы
с различным
качеством звучания (глубиной кодирования и
частотой дискретизации).

Тематическое планирование курса «Информатика» 8 класс
№№

Наименование
раздела и тем

1. Передача
информации в
компьютерных
сетях

Часы
Характеристика основных видов деятельности
учебного
обучающихся
времени
8
• Приводить
примеры
систем,
созданных
человеком для передачи вещества, энергии и
информации в промышленности и в быту;
• уметь описывать основные свойства таких
систем с помощью числовых характеристик
(пропускная способность, задержки, стоимость
передачи и др.);
• уметь использовать электронную почту, чат,
форум;

определять минимальное время, необходимое для
передачи известного объёма данных по каналу
связи с известными свойствами;
• приводить примеры ситуаций, в которых
требуется поиск информации;
• описывать возможные пути поиска информации
с использованием и без использования
компьютера,
с
использованием
и
без
использования Интернета;
• указывать
преимущества
и
недостатки
различных способов поиска;
проводить поиск информации в Интернете, в
файловой системе, в словаре.
2. Информационное
моделирование

4

3. Хранение и
обработка
информации в
базах данных

10

• Формировать представление о понятии модели и

ее свойствах;
• приводить примеры носителей информации
(электронных и неэлектронных);
• уметь объяснять сравнительные преимущества и
недостатки различных носителей информации;
• оценивать размер файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени:
клавиатура,
микрофон,
фотокамера,
видеокамера;
выполнять работу по измерению степени сжатия
данных (относительных размеров файлов),
обеспечиваемого различными алгоритмами;
• анализировать данные с помощью динамических
таблиц;
строить графики и диаграммы;
• приводить
примеры
натурных
и
информационных моделей;
Описывать объект (процесс) в табличной форме
для простых случаев.
• Знать что такое база данных и СУБД;
• уметь создавать реляционную базу данных;
• уметь
пользоваться
геоинформационными

системами, находить нужную информацию;
• определять и изменять основные элементы базы
данных;
создавать простейшие, однотабличные базы
данных;
• формировать знания о логических значениях и
операциях;
• анализировать логическую структуру фраз
естественного языка;
• вычислять истинное значение логической
формулы;
• уметь выполнять сортировку данных в базе;

4. Табличные
вычисления на
компьютере

12

организовывать поиск информации в базе и отбор
с использованием запросов.
• Формировать знания о системах счисления;
• знать основные машинные системы счисления;
уметь переводить числа из одной системы
счисления в другую;
• уметь различать основные единицы электронной
таблицы: ячейка, строка, столбец, блоки и т.д.;
• анализировать данные с помощью динамических
таблиц;
• уметь использовать функции для выполнения
вычислений;
• использовать
логические
функции
для
выполнения расчетов в таблице;
• понимать что такое «деловая графика»;
• строить графики и диаграммы;
• приводить примеры математических моделей,
изучаемых
в
школе
(модель
объекта
«материальная точка на прямой»; модель
процесса «равномерное движение материальной
точки на прямой до столкновения с
препятствием» и др.);
• выделять
математические
модели
среди
представленных
описаний
явлений
окружающего мира;
• подбор параметров модели с помощью натурных
экспериментов или известных данных;
• поиск необходимых данных в Интернете и
учебно-научной литератур;
проведение компьютерных экспериментов.

Тематическое планирование курса «Информатика» 9 класс
№№

Наименование
раздела и тем

1. Управление и
алгоритмы

Часы
учебного
времени
10

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Аналитическая деятельность:

• анализировать

системы

команд

и

отказов

учебных действия и команды-вопросы;

•

процессы функционирования исполнителей,

описывать

обстановки

этих

исполнителей,

команды-действия и команды-вопросы;

• уметь составить и записать алгоритм решения

для

несложных

задач,

которые

решаются

исполнителем, управляемым с помощью пульта;

• анализировать работу алгоритмов в зависимости

от исходных данных алгоритмов.
Практическая деятельность:
• решать задачи по управлению исполнителем для

достижения требуемого результата, командуя
учебным исполнителем с помощью пульта;
• строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных для
Робота; для вычисления значения конкретного
арифметического выражения (исполнителем
арифметических действий);
• уметь записать (неформально) план управления
учебным
исполнителем
при
решении
простейших задач, уметь записать (формально)
план управления в какой-либо реальной системе
программирования;
• исполнять алгоритм при заданных исходных
данных;
строить линейные программы на выбранном
алгоритмическом языке по словесному описанию
алгоритма, записывать и выполнять их в
выбранной среде программирования
2. Введение в
программирование

20

Аналитическая деятельность:
программы, написанные с
применением перечисленных управляющих
конструкций;
• анализировать изменение значений величин
путём пошагового выполнения программ.
• анализировать

•

Практическая деятельность:
• создавать и выполнять программы управления
исполнителями с применением перечисленных
управляющих конструкций;
• вносить
добавления
и
исправления
в
представленные учителем программы так, чтобы
они решали поставленную задачу;
• создавать и выполнять несложные программы с
использованием перечисленных типов величин;
рисовать графики изменения значений числовых
величин с помощью графического исполнителя
3. Информационные
технологии и
общество

4

Аналитическая деятельность:
•
оценивать охват территории России и всего
мира мировыми информационными сетями;
•
приводить
примеры
стандартизации
в
области ИКТ, указывать примеры монополизации
в области ИКТ и их воздействия на процессы
информатизации

• выявлять и анализировать возможные
вредные результаты применения ИКТ в
собственной деятельности;
•
распознавать
потенциальные
угрозы
вредные воздействия, связанные с ИКТ.

и

Практическая деятельность:
•
определять
наличие
вредоносной
программы на персональном компьютере,
приводить описание мер по недопущению
распространения вредоносных программ с
личных устройств ИКТ;
•
работать с антивирусными программами;
•
приводить
примеры
правовых
актов
(международных или российских), действующих
в области ИКТ

Согласовано
Протокол заседания методического
объединения учителей спортивно-эстетического
и естественнонаучного циклов
МБОУ СОШ №18 № 1
от «____»______________2019 г.
______________ / Шалаева С.С. /

Согласовано
Заместителем директора по УВР

«____»______________2019 г.
____________/ Пономарева М.Б. /


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».