Литературное чтение (1-4 классы)

Муниципальное образование Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
им. С. В. Суворова с. Тенгинка

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от «30» августа 2019 года
председатель педсовета
__________________ А.В. Андреев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

литературному чтению на родном языке

Ступень обучения (класс)
Количество часов

7

начальная общая, 1 класс
Уровень

базовый

Учитель: Старыгина Варвара Викторовна
Программа разработана на основе примерной рабочей программы по
литературному чтению на родном языке для 1 класса общеобразовательных
учреждений Краснодарского края. Авторы составители: ГБОУ ДПО
«Институт развития образования» Краснодарского края.

Пояснительная записка
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской
Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», единым квалификационным справочником должностей
руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»), Федеральным
образовательным стандартом начального общего образования (2009 год),
Федеральным образовательным стандартом основного общего образования
(2010 год), письмом департамента общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к
использованию примерной образовательной программы начального общего
образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, приказом Министерства
образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и
науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г, письмом Минобрнауки России от 9
октября2017 года№ТС-945/08 «О реализации права граждан на получение
образования на родном языке», письмом Роспотребнадзора от 20 июня 2018
года № 05-192 «Обеспечение исполнения госудаственных гарантий
реализации прав на изучение родных языков», письмом Министерства
просвещения РФ от 20 декабря 2018 года № 03-510 «О направлении
информации», одобрением решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол от 04.03.2019 года №1/19,
Уставом
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «средняя общеобразовательная школа №18 им. С.В. Суворова с.
Тенгинка» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих
программ педагогов.
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, федерального
базисного учебного плана, годового календарного
учебного графика,
учебного плана школы и программы, на основе примерной рабочей
программы ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского
края.

Курс литературного чтения на родном языке направлен на достижение
следующих целей:
Мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя
читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к
целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, укреплять в
сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения; формирование первоначальных
представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка ,
об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете.
Основными задачами являются:
1) Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родной
(русской) литературе, любви и интереса к ней, осознания её красоты и
эстетической ценности, гордости и уважения к литературе, как части русской
национальной культуры.
2)Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в
постоянном диалоге
3)Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит,
и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать
ее правильной, точной, богатой.
4)Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых,
речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы
правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на
русском языке.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом и примерными программами
начального общего образования предмет «литературное чтение на родном
языке» изучается с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет
35 часов. На изучение литературного чтения на родном языке в 1 классе
отводится 0,25 ч. в неделю, что составляет 7 часов в год (33 учебные
недели);

Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Литературное чтение на родном языке»
Личностные
У учащихся будет сформировано:
 Положительное отношение к урокам литературное чтение на
родном языке;
 Познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к
русскому языку, а через него к родной культуре;
Учащиеся приобретают опыт:
 Внимательное отношение к нравственному содержанию
поступков;
 Внимательного отношения к собственным переживаниям и
переживаниям других людей;
У учащихся может быть сформировано:
 Представление о русском языке как духовной, нравственной
культурной ценности народа;
 Отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры человека.
Предметные
Учащиеся научатся:
 Воспринимать на слух художественное произведение в
исполнении учителя, учащихся;
 Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
 Декламировать стихотворные произведения после
предварительной подготовки, заучивать наизусть небольшие
стихотворения;
 Соотносить автора, название и героев прочитанных
произведений;
 Находить заглавие текста, называть автора произведения;
 Знакомится с книгой с опорой на три основных показателя:
иллюстрацию, заглавия, фамилию автора;
 Оценивать поступки героев с помощью учителя, с опорой на
текст и личный опыт;
 Узнавать текст по иллюстрациям;
 Приводить примеры произведений фольклора (пословицы,
загадки, сказки);
 Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный
лист, иллюстрация);
 Понимать смыслоразличительную роль ударения в словах,
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи, оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала).

Обучающиеся получат возможность научится:
 Соблюдать нормы русского родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников;
 С помощью учителя задавать вопросы и отвечать на них;
 Высказывать свое отношение к героям произведения с помощью
учителя, опираясь на личный опыт;
 Пересказывать небольшой текст своими словами с опорой на
картинку;
 Выделять рифмы в тексте стихотворения;
 Чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
 С помощью учителя объяснять значение слова с опорой на контекст
с использованием словарей и другой справочной литературы;
 Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, с
помощью учителя делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами»
 С помощью учителя участвовать в обсуждении прослушанного,
прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и
обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
 Проговаривать последовательность действий на уроке;
 Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
 Работать по предложенному учителем плану;
Познавательные
Учащиеся научатся:
 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 Находить значение отдельных слов в толковом словаре (под
руководством учителя);
 Сравнивать героев разных произведений;
 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшой текст;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
 Формулировать собственное мнение и позицию;






Участвовать в диалоге;
Слушать и понимать речь других;
Задавать вопросы;
Допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающей с собственною;
 Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения,
следовать им;
 Учиться работать в паре.
Обучающиеся получат возможность научится:
 Выбирать задание, тему проекта из предложенных основываясь на
своих интересах;
 Знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями;
 Внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
 Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
Первый год обучения (7 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
1.1 Особенности оформления книг в Древней Руси. Первые книги на
Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности
оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
1.2 Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие
предметы традиционного русского быта (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина и т. д.). Работа со словом
(распознавание прямого и переносного значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса.
1.3 Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т.д.). слова обозначающие предметы
традиционного русского быта (национальная одежда). Особенности
языка сказки (сравнение, синонимы, антонимы и т.д.).
1.4 Звукопись в стихотворном, художественном тексте. Звукопись
(прием усиления изобразительности текста с помощью повторения
ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков) в
стихотворном художественном тексте. Поэтические повторы,
образующие особое построение текста.
Раздел 2. Язык в действии (1 час)
2.1 Наблюдение за сочетанием слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Монолог как форма
речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого
объема с опорой на авторский текст по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос. Отбор и использование выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)
3.1 Учимся разговаривать друг с другом. Диалог как вид речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них,
выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать
свое мнение о прочитанном.

3.2 Учимся разговаривать со взрослыми. Нормы речевого этикета
условиях учебного и не учебного общения. Знакомство с особенностями
этикета на основе прочитанных произведений
Тематическое планирование «Литературное чтение на родном
языке»
1 класс
Кол-во
№
Раздел
Темы
часов в
п/п
год
1

Русский язык:
прошлое и
настоящее

4

2
3

Язык в действии 1
Секреты речи и 2
текста
Итого
7

Особенности оформления книг в
Древней Руси.
Дом в старину: что как называлось.
Как называлось то, во что одевались в
старину.
Звукопись в стихотворном,
художественном тексте
Наблюдение за сочетанием слов.
Учимся разговаривать друг с другом.
Учимся разговаривать со взрослыми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».