Муниципальное образование Туапсинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 им. С. В. Суворова с. Тенгинка УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол № 1 от «30» августа 2019 года председатель педсовета __________________ А.В. Андреев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По литературному чтению на родном языке Ступень обучения (класс) Количество часов 7 начальная общая, 1 класс Уровень базовый Учитель: Старыгина Варвара Викторовна Программа разработана на основе примерной рабочей программы по литературному чтению на родном языке для 1 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края. Пояснительная записка Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г, письмом Минобрнауки России от 9 октября2017 года№ТС-945/08 «О реализации права граждан на получение образования на родном языке», письмом Роспотребнадзора от 20 июня 2018 года № 05-192 «Обеспечение исполнения госудаственных гарантий реализации прав на изучение родных языков», письмом Министерства просвещения РФ от 20 декабря 2018 года № 03-510 «О направлении информации», одобрением решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 04.03.2019 года №1/19, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №18 им. С.В. Суворова с. Тенгинка» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов. Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, федерального базисного учебного плана, годового календарного учебного графика, учебного плана школы и программы, на основе примерной рабочей программы ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края. Курс литературного чтения на родном языке направлен на достижение следующих целей: Мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка , об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете. Основными задачами являются: 1) Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родной (русской) литературе, любви и интереса к ней, осознания её красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к литературе, как части русской национальной культуры. 2)Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге 3)Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой. 4)Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на русском языке. Место предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «литературное чтение на родном языке» изучается с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 35 часов. На изучение литературного чтения на родном языке в 1 классе отводится 0,25 ч. в неделю, что составляет 7 часов в год (33 учебные недели); Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» Личностные У учащихся будет сформировано: Положительное отношение к урокам литературное чтение на родном языке; Познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него к родной культуре; Учащиеся приобретают опыт: Внимательное отношение к нравственному содержанию поступков; Внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; У учащихся может быть сформировано: Представление о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа; Отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Предметные Учащиеся научатся: Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся; Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; Декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, заучивать наизусть небольшие стихотворения; Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; Находить заглавие текста, называть автора произведения; Знакомится с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавия, фамилию автора; Оценивать поступки героев с помощью учителя, с опорой на текст и личный опыт; Узнавать текст по иллюстрациям; Приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация); Понимать смыслоразличительную роль ударения в словах, соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи, оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). Обучающиеся получат возможность научится: Соблюдать нормы русского родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; С помощью учителя задавать вопросы и отвечать на них; Высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт; Пересказывать небольшой текст своими словами с опорой на картинку; Выделять рифмы в тексте стихотворения; Чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм); С помощью учителя объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей и другой справочной литературы; Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, с помощью учителя делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами» С помощью учителя участвовать в обсуждении прослушанного, прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета). Метапредметные Регулятивные Учащиеся научатся: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий на уроке; Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Работать по предложенному учителем плану; Познавательные Учащиеся научатся: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Находить значение отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); Сравнивать героев разных произведений; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшой текст; Коммуникативные Учащиеся научатся: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Формулировать собственное мнение и позицию; Участвовать в диалоге; Слушать и понимать речь других; Задавать вопросы; Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с собственною; Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им; Учиться работать в паре. Обучающиеся получат возможность научится: Выбирать задание, тему проекта из предложенных основываясь на своих интересах; Знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями; Внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание; Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» Первый год обучения (7 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа) 1.1 Особенности оформления книг в Древней Руси. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. 1.2 Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. 1.3 Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). слова обозначающие предметы традиционного русского быта (национальная одежда). Особенности языка сказки (сравнение, синонимы, антонимы и т.д.). 1.4 Звукопись в стихотворном, художественном тексте. Звукопись (прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков) в стихотворном художественном тексте. Поэтические повторы, образующие особое построение текста. Раздел 2. Язык в действии (1 час) 2.1 Наблюдение за сочетанием слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа) 3.1 Учимся разговаривать друг с другом. Диалог как вид речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свое мнение о прочитанном. 3.2 Учимся разговаривать со взрослыми. Нормы речевого этикета условиях учебного и не учебного общения. Знакомство с особенностями этикета на основе прочитанных произведений Тематическое планирование «Литературное чтение на родном языке» 1 класс Кол-во № Раздел Темы часов в п/п год 1 Русский язык: прошлое и настоящее 4 2 3 Язык в действии 1 Секреты речи и 2 текста Итого 7 Особенности оформления книг в Древней Руси. Дом в старину: что как называлось. Как называлось то, во что одевались в старину. Звукопись в стихотворном, художественном тексте Наблюдение за сочетанием слов. Учимся разговаривать друг с другом. Учимся разговаривать со взрослыми.